Акцизы транспортный налог. Сколько переплачивают автомобилисты? Как изменятся цены на бензин

Часто от автолюбителей можно услышать жалобы по поводу того, что стоимость топлива неумолимо растет. А помимо этого транспортный налог и таможенные пошлины для иностранных автомобилей. Ну а в результате, дороги плохого качества, да и не везде они есть.

На законодательном в РФ уровне было принято произвести замену транспортного сбора, налогом на топливо.

Суть данных изменений состоит в том, что платить должен больше тот, кто чаще передвигается на своем транспортном средстве, и у кого более мощный двигатель автомобиля.

В России предлагают сделать ставку сбора на топливо в пределах 3-6%, от общей цены бензина. Данный механизм пока находится на рассмотрении, и вступит в силу он не ранее 2018 года. В данный момент должны быть рассмотрены все возможные изменения, и, в конечном итоге, принято решение.

Но в общей сложности, цену акцизов на топливо планируется увеличить на один рубль в целом за 2018 год. И сделать это поэтапно, с 1 января следующего года, а после, с 1 июля.

Из чего состоит стоимость топлива?

Если рассмотреть из чего состоит стоимость бензина, то можно выделить следующие категории, и узнать его реальную себестоимость:

  • НДС, составляет 18% от итоговой стоимости продукта. То есть, если цена бензина составляет 39 рублей, то налог на добавленную стоимость с нее будет равен 7 рублям с одного литра.
  • Акциз на топливо. На текущий момент сумма составляет 10,5 тысяч за одну тонну бензина. И если эту сумму приравнять в перерасчете на один литр бензина, то получится 7,5 руб. Но стоит знать, что чем ниже класс топлива, тем акциз на него будет выше. Делается это с той целью, чтобы автомобилисты отдавали предпочтение более дорогостоящему бензину.
  • Налог на добычу полезных ископаемых. Данный показатель рассчитывается с учета добытой нефти, а не уже с полученного результата, то есть, с выхода бензина. И для разных месторождений показатель будет иметь различные значения. Но если взять его примерную стоимость на одной конкретной заправочной станции, то она составит 8 рублей.

Это основные составляющие, из которых будет складываться итоговая стоимость бензина.

И если отнять это все из розничной стоимости топлива, представленного на заправке (к примеру, взято 39 рублей за литр), то себестоимость бензина выходит 16,5 рублей.

То есть, больше половины от всей стоимости составляют налоги. А если в дальнейшем акциз будет только возрастать, то цена топлива будет иметь постоянную тенденцию к увеличению.

Видео: Дискуссия депутатов о налоге на топливо

Российское налоговое законодательство постоянно совершенствуется, опираясь на современную ситуацию в государстве. Это касается и транспортного налога, взимаемого с владельцев автомобилей, воздушного и водного транспорта. Специалисты Министерства транспорта считают, что сбор налога на транспорт в настоящем виде малоэффективен.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

А количество средств, поступающих в региональные бюджеты, недостаточно для содержания, ремонта и строительства автодорог.

Кроме того, существует некоторая несправедливость, которая касается автовладельцев, не пользующихся своими транспортными средствами, но зарегистрированными в государственных органах. Что же ждет владельцев всех видов транспорта в недалеком будущем?

Отменят ли в 2018 году

В настоящее время исходя из мощности транспортного средства, увеличенного на соответствующую налоговую ставку.

Имеют право устанавливать самостоятельно.

Главное условие – она не должна превышать десятикратного размера среднероссийского показателя. Исходя из этих данных, налоги в регионах на одинаковые транспортные средства сильно отличаются.

Физические лица оплачивают налог один раз в год, а организации – 4 раза (3 по окончании каждого квартала и окончательный расчет в конце года).

За граждан расчет налога производит районная налоговая инспекция. В конце отчетного периода каждый частный автовладелец получает , которую необходимо произвести до 1 октября последующего года.

Предприятия обязаны исчислять суммы налогов, подлежащих уплате самостоятельно, а в конце каждого года подавать в районный налоговый орган декларацию.

В начале 2018 года в Государственную Думу РФ поступил законопроект о замене транспортного налога с 1 января 2018 года акцизами на бензин.

Это означает, что как таковой налог с граждан и юридических лиц взиматься не будет. Вместо него на определенную стоимость увеличится цена на топливо.

Разница между фактической стоимостью бензина, газа и так далее и ценой с учетом акциза будет направляться в федеральный дорожный фонд, который в свою очередь будет перераспределять полученные средства между региональными дорожными фондами.

При этом подразумевается, что деньги, перечисленные в фонды регионов, могут быть направлены исключительно на поддержание и строительство автомобильных дорог.

Таким способом ликвидируется «несправедливость» относительно владельцев автомашин, которые сломаны или длительное время находятся в ремонте.

Ведь сумма акцизного сбора будет напрямую зависеть от количества пройденных автотранспортном километров и заправленного топлива.

Дорожные фонды были основаны еще в 2012 году. Изначально в казну фондов поступало по 9 рублей с каждого проданного на территории РФ литра топлива. В 2013 году данный показатель был увеличен на 6%, то есть до 9,5 рублей.

Деятельность дорожных фондов регламентируется законодательством РФ и проверяется соответствующими инстанциями.

Однако поступивший законопроект на начало августа 2018 года еще не был принят в полном объеме.

Кроме топливного акциза предусматривается введение экологического сбора. Стоимость сбора будет основываться на экологическом классе автомобиля.

Причем чем ниже этот показатель, тем выше цена сбора. Получается, что владельцы «стареньких» автотранспортных средств (класса «Евро – 2», «Евро – 3» и «Евро – 4»), которыми в большинстве случаев являются пенсионеры или малоимущие граждане, должны будут оплачивать достаточно большие суммы сбора.

А владельцы новых иномарок (класса «Евро – 5») – минимальную стоимость. Такой подход к решению вопроса «больно ударит» по семейному бюджету владельцев недорогих и подержанных автомобилей.

Последние новости по транспортному налогу

Президент РФ высказался о введении подобного акциза еще в 2012 году на очередной встрече с лидерами партий, представленных в государственной Думе.

По его мнению, такой подход к сбору транспортного налога является наиболее «справедливым» и эффективным, поскольку максимально сократит недоимку региональных бюджетов и дорожных фондов. Ведь при покупке бензина цена не будет делиться на его стоимость и акцизный сбор.

Предварительное рассмотрение законопроекта о реформации транспортного налога состоялось 21 мая 2018 года.

На заседании Совета Госдумы было решено отправить законопроект о трансформации налога на транспортные средства его авторам на доработку.

Правительства государства по предлагаемому нововведению. Такого приложения к указанному проекту закона нет.

К 1 августа никакого дальнейшего продвижения и получения необходимого заключения по законопроекту не было.

Законопроект об отмене

Законопроект о реорганизации транспортного налога поступил в Государственную Думу 29 апреля 2018 года под номером 782404-6.

Проект закона предусматривает :

  • полное исключение главы 28 (Транспортный налог) из Налогового Кодекса РФ;
  • внесение изменений в Бюджетный Кодекс РФ об исключении транспортного налога из состава региональных бюджетов (касается , );
  • введение в действие закона с 1 января 2018 года.

Познакомиться с предлагаемым проектом закона, посмотреть за ходом его обсуждения и принятия, а так же прочитать пояснительные записки и другие сопутствующие документы можно на сайте Государственной думы.

Авторы законопроекта Миронов и Нилов (представляют партию «Справедливая Россия») утверждают, что на основании данных, поступающих из регионов РФ, в местные бюджеты поступает не более 50% причитающихся средств.

Это связано в первую очередь с тем, что большое количество людей отказывается платить указанный налог, так как не понимает, куда направляются оплачиваемые ими средства. В большинстве регионов дороги по-прежнему находятся в «плачевном» состоянии.

Параллельно с органами государственной власти обсуждение закона проводится Федерацией автовладельцев России и на сайте общественных инициатив.

Федерация к началу лета 2018 года собрала в поддержку закона более 100 000 подписей. На сайте за принятие законопроекта проголосовало более 86 000 пользователей.

Таким образом, за реорганизацию транспортного налога выступают не только органы власти, но и большое количество обычных граждан и юридических организаций.

Как изменятся цены на бензин

Порядок расчета транспортного налога в 2018 году будет зависеть от принятия вышеуказанного законопроекта.

Если последний будет принят и вступит в силу, как и планировалось с 1 января 2018 года, то транспортный налог буде заменен акцизом на топливо.

Как скажется нововведение на цене бензина? По подсчетам Е.Москвичева, являющегося председателем комитета по транспорту, стоимость топлива должна увеличиться на 30 – 40 копеек за литр. Однако ранее приводились иные цифры.

Специалисты рассчитали, что для того чтобы оправдать все затраты на введение нового сбора и воплощения всех задуманных идей, цена бензина должна увеличиться приблизительно на 1 рубль.

Насколько реально измениться стоимость топлива для конечных потребителей можно будет судить только после полного принятия закона, внесения всех сопутствующих поправок и установления тарифов.

Транспортный налог хотят отменить с 1 сентября 2018 года, выпадающие доходы бюджета предлагается компенсировать за счет акцизов на бензин.

Отмена транспортного налога с 1 сентября 2018:

налог будет включен в стоимость бензина

Если долго-долго-долго бить в одну точку, отмеченную на стене, вероятность пробить ее остается. На это, видимо, и надеются авторы разнообразных законопроектов по отмене транспортного налога , вносящихся в Госдуму на протяжении последних лет десяти. Вот вам, пожалуйста, очередное покушение на бездонный источник финансирования бюджета. Авторы законопроекта ратуют, правильно, за справедливость.

  • Главу, посвященную транспортному налогу , предлагается вычеркнуть из Налогового Кодекса, а сам налог, соответственно, отменить с 1 сентября текущего года.
  • Выпадающие доходы бюджета предлагается компенсировать за счет акцизов на бензин.

Параллельно хозяева машин платят транспортный налог — около 10% от стоимости недорогой подержанной иномарки ценой в 200-350 тысяч рублей. Это удар по среднему классу, в первую очередь, и по жителям районов Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, потому что в силу суровых климатических условий и бездорожья машины с мощным двигателем — это основное средство передвижения, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

И там же написано, что во многих странах транспортный налог включен в стоимость бензина. В этом случае и собираемость налога стопроцентная, и платит больше тот, кто больше ездит.

В нашей же стране для всех автомобилей независимо от марки, страны изготовления и года выпуска налоговая база по транспортному налогу рассчитывается от мощности двигателя в лошадиных силах.

Кроме того, регионы наделены правом увеличить ставки по транспортному налогу в 10 раз. Но есть автолюбители, которые ездят редко, а транспортный налог платят наравне со всеми.

Уже много лет депутаты выдвигают проекты о том, чтобы включить транспортный налог в стоимость бензина. Насколько это справедливо, как будет действовать и что будет с самим налогом – разберем детально.

Транспортный налог и акцизы

Ожидалось, что будет учтен транспортный налог в бензине с 2017 года, а ранее и с 2015 года. Но пока о внедрении говорить рановато. Приостановка закона вызвана и ростом цен и нестабильной экономической ситуацией. Самое большое опасение вызвано возможностью удорожания обычных потребительских товаров, ведь поставщики свои новые затраты включат, несомненно, в их стоимость. Все это может пошатнуть, начавшую уже стабилизироваться экономику.


Предпосылки включения налога в стоимость бензина

Предпосылки для включения транспортного налога в цену бензина вполне обоснованные:

  • Автовладельцы, которые не используют свои ТС, а соответственно не портят дороги и не загрязняют природу, не будут зря платить налог (касается тех, у кого авто месяцами стоит в гараже).
  • С целью снизить расходы, водители и компании будут приобретать более экономичные или даже экологичные классы машин.
  • Отмена налога привнесет высвобождение персонала, занятого его назначением, контролем, просчетом.
  • Заботы по уплате налогов (учет) лягут на плечи собственников бензозаправок.

Не стоит забывать, что каждый регион самостоятельно назначает критерии взимания сбора. Сегодня во многих действует освобождение, если автомобиль не достигает лимита по мощности (обычно, до 100 л.с.).

Граждане пересаживаются на маломощные ТС, и государство недополучает поборы. Например, сегодня в Москве более половины автовладельцев по этому правилу освобождены от уплат.

Если же будет транспортный налог включен в стоимость бензина, то все «действующие» водители его автоматически выплатят при покупке топлива.

Текущий порядок начисления транспортного налога

Сегодня действует такой порядок поборов на использование ТС:

  • ФНС получает информацию о собственниках авто в регионе.
  • Формирует сумму налога согласно мощности.
  • Адресно высылает квитанцию с ее указанием.
  • Владелец оплачивает побор.

Для юридических лиц порядок несколько иной. Они заполняют декларацию, отмечая типы имеющихся на балансе ТС, и сами высчитывают размеры перечислений.

Главный недостаток, что автолюбители, которые пару раз в год используют свое ТС, вынуждены платить на общих основаниях. Если же будет транспортный налог в бензине, то это всех уровняет: каждый будет оплачивать столько, сколько по факту ездит.

Сегодня ставки весьма различны по регионам. Кроме того, многие предполагают льготы для маломощных машин. Считается, что бюджет за счет этих «местных» поправок недополучает почти половину ожидаемых налогов.

Влияние акциза на стоимость бензина

Действующий порядок налогообложения ТС уже порядком устарел. Практика европейских стран и Америки показала, что экономически целесообразнее, если транспортный налог входит в стоимость бензина, а как отдельная категория налогообложения не действует.


Если все же транспортный налог и акцизы на бензин объединят, изменения коснутся таких пунктов:

  • Увеличение стоимости топлива на 3-5%. По наиболее неблагоприятным прогнозам – на 13%.
  • Льготы для специальных категорий водителей будут сохранены.
  • Оплату налога будут указывать в декларациях, отчитываться по нему и контролировать соблюдение норм собственники бензозаправок.

Таким образом, налоговики будут контролировать не огромное количество частников, имеющих авто, а только компании, которые осуществляют продажу топлива.

Выводы

Пока транспортный налог в бензин не включен, но экономическая выгода от этого мероприятия весьма велика, чтобы просто отложить проект в сторону. Потому, в любом случае, в скором времени это станет реальностью.

«Транспортный налог включен в стоимость бензина » - подобное утверждение последнее время можно часто услышать от рядового автовладельца. На данный момент это неверно, хотя законодательные проекты по этому поводу появляются и обсуждаются регулярно.

Что участвует в формировании цены топлива

Если обратиться к положениям гл. 28 НК РФ, то найти какую-либо тесную связь между размером транспортного налога и стоимостью топлива не удастся. Почему же обсуждения данного вопроса среди населения не прекращаются?

Дело в том, что среди представителей правящей элиты уже который год идут дебаты о необходимости преобразования транспортного налога в новый вид акциза на бензин либо иной вид сбора, который участвовал бы в формировании цены топлива. При этом от инициаторов ускользает тот факт, что акциз на горюче-смазочные материалы существует уже довольно давно и его увеличение вряд ли понравится налогоплательщикам.

В качестве оправдания предлагаемой меры служит следующая теория. Автовладельцы не всегда круглогодично пользуются машиной. Так почему они должны платить транспортный налог за период, когда никуда не ездят? Если включить дополнительный сбор в стоимость топлива, то он будет уплачиваться только тогда, когда водитель заправляет автомобиль, а следовательно, использует его по прямому назначению. Зимой же или в иной период, когда часть транспортных средств простаивает в гаражах и топливо не закупается, выплаты налога производиться не будут.

По мнению сторонников приведенного подхода, подтверждением их правоты будут следующие результаты:

    уменьшение налоговой нагрузки на тех, кто мало пользуется автомобилем;

    пропорциональное увеличение бремени платежей у интенсивно использующих личный транспорт граждан;

    включение в подобный налог компенсирующей составляющей для возмещения вреда, наносимого окружающей среде при эксплуатации машин.

Предполагаемые результаты позволят, с одной стороны, сделать более справедливой систему налогообложения и повысить процент собираемости платежей. Кроме того, отпадет необходимость во внедрении так называемого экологического сбора, о возможности применения которого также ведутся продолжительные дискуссии.

Вероятность изменения порядка ценообразования на бензин в ближайшей перспективе

Правительство на данный момент не планирует переход от транспортного налога к дополнительным акцизам. Причин тому несколько. Большую часть из них озвучивает Минфин России:

    трудности с контролем за новыми платежами и трудоемкость проверки отчетности;

    возможный, ничем не подкрепленный всплеск цен на бензин.

С подобными выводами сложно не согласиться. Однако сторонники изменений в Госдуме предлагают возможные пути решения проблем и склонны продолжать обсуждения. В плане обеспечения контроля они ссылаются на возможность применения цифровых методов передачи отчетности, упрощающих процедуру проверки. Тем более что примеров успешного внедрения подобных способов все больше.

Общие правила применения акцизов

Акцизы на топливо уже давно применяются как самостоятельный вид налогов, включаемых в цену товара. В связи с этим нетрудно понять, что автовладельцы компенсируют уплаченный налог продавцам бензина при его покупке.

Рассматривая положения п. 3 ст. 204 НК РФ, нужно обратить внимание на обязанность производителей топлива уплачивать акцизы до 25-го числа месяца, следующего за последним днем налогового периода.

Объектом обложения в данном случае выступают:

    бензин для автомобилей;

    моторные масла для всех типов двигателей;

    прямогонный бензин;

    дизельное топливо.

Тарифы акцизного платежа устанавливаются применительно к 1 тонне нефтепродуктов. На основании п. 2 ст. 195 НК РФ, а также указаний Минфина России начисление соответствующих сумм к уплате происходит в день отгрузки товара.

При переработке стороннего сырья на давальческой основе, полученного от контрагентов, не имеющих разрешительных документов на проведение соответствующих видов работ, обязанность по начислению и уплате налога также возлагается на переработчика. При этом не играет роли, на каком специальном налоговом режиме находится компания. Она все равно должна уплачивать акцизные сборы.

Акцизы ложатся на плечи автолюбителей?

Хотя применение вычетов по акцизам предусмотрено в ст. 200 НК РФ, это право не распространяется на компании, занимающиеся розничной продажей готового бензина и владеющие заправочными станциями. В данном случае можно провести параллель с НДС, который, в отличие от акцизов, может быть принят к вычету всеми компаниями без исключения при соблюдении определенных условий.

Перерабатывающие комплексы, в отличие от сегмента розничной торговли, имеют соответствующие разрешительные документы для работы с нефтепродуктами, в связи с чем могут применять вычеты без ограничений.

Если говорить о заправочных станциях, то они не относятся к плательщикам акцизов по положениям ст. 179, 200 НК РФ и право на вычет на них не распространяется. Соблюдая положения п. 1 ст. 199 НК РФ, они включают уплаченный налог в цену товара. Получается, что эти платежи приводят к некоторому удорожанию топлива для конечного потребителя, так как он, помимо покупной стоимости и наценки, должен компенсировать розничной сети уплаченный нефтепереработчикам акциз.

Исходя из этого, следует, что автолюбители уже сейчас платят акциз пропорционально количеству использованного топлива, то есть уже делают то, что планируют ввести законотворцы. Получается, что ничего нового, в сущности, не предлагается.

ВАЖНО! В случае принятия предполагаемых изменений по включению транспортного налога в стоимость бензина и введению соответствующего нового акциза, возникает необходимость в раздельном учете топлива, реализуемого предприятиям и гражданам. В этом случае логичным будет применение обособленного платежа (акциза, налога с продаж), распространяющегося исключительно на физических лиц.

***

Хотя в данный момент каких-либо изменений в порядке уплаты транспортного налога не предвидится, предложения по его замене циркулируют в Госдуме регулярно. Обретут ли эти предложения силу закона, сказать пока сложно.

В любом случае у данных инициатив есть как положительные, так и в немалой степени отрицательные стороны. В частности, сложность администрирования и существенное удорожание конечного продукта могут свести на нет ожидаемое повышение эффективности сбора от перераспределения налоговой нагрузки для потребителей, использующих транспорт с разной степенью интенсивности.

Остается следить за изменениями законодательства и ждать возможных решений данного вопроса.