Что в приоритете знак или дорожная разметка на дороге по пдд. По чему нужно ориентироваться при разногласиях дорожной разметки и знаков Что является приоритетом знак или разметка

Итак, 20 ноября вступают в силу большое количество изменений, которое наше с вами правительство внесло в Правила Дорожного Движения Постановлением №316 от 10 мая 2010 года. Изменения кардинальные, зачастую даже переворачивающие представление о правилах дорожного движения по которым мы с вами ездили последние 17 лет. Разберем одно из самых важных нововведений.

Изменение коснулось первого предложения последнего абзаца раздела 1 приложения 2 Правил. Теперь горизонтальная разметка лишилась своей главенствующей роли перед дорожными знаками.

Звучит изменение так: "В случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками".
В более ранней редакции, как вы помните, приоритет имели только временные знаки.

Удар свыше по разгильдяйству

Это небольшое изменение в Правилах имеет большую историю. Связано же оно с неспособностью нашего Правительства навести порядок на местах «гуманными» мерами.

Итак, за прошедшие годы Департамент ОБДД неоднократно посещала мысль о том, что надо что-то делать для того чтобы поток жалоб от водителей стал поменьше. А жаловались водители в основном на то, что по попустительству дорожных служб знак «Обгон запрещен» во многих случаях ставился без указания зоны действия или без знака «Конец запрещения обгона».

В результате получалось так, что разметка обгон разрешала, а знак — нет. Ведь согласно ГОСТу, знак «Обгон запрещён» ставится на участках с ограниченной видимостью, на опасных поворотах и тому подобных проблемных местах.

Если не закрыть действие знака, то тем самым получалось, что проблемные места у нас по всей стране, чем и пользовались инспекторы и от чего страдали водители.

1 августа 2007 года МВД издало указ №1/6080 о том, что неплохо было бы исключить случаи несовпадения разметки и установленных знаков.

30 июня 2008 года выходит указание главного государственного инспектора ГИБДД, требующего от своих подчинённых при рассмотрении спорных ситуаций трактовать сомнения в пользу участников дорожного движения.

Однако, начальник — далеко, а водитель с бумажником — близко, и поэтому безобразия на местах не прекращались.

Кроме того, когда надо, то российскому суду не указ даже генерал-майор милиции. А Административный кодекс однозначно трактует обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен» как выезд на встречную полосу, что даёт в сумме безальтернативное лишение прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Что имеем в осадке?

Положительные стороны данного нововведения:

  • Спорных моментов, касающихся несовместимости разметки и знаков, станет гораздо меньше.
  • Водители не будут гадать, что же за разметка находится под снегом, льдом или грязью. Есть знаки - ориентируйся по ним.

Отрицательные стороны:

  • Изменения по-прежнему проигнорировали права пешеходов, которые также являются участниками дорожного движения и также должны соблюдать требования знаков и разметки.
  • Дорожные службы так и будут забывать устанавливать ограничения действия знаков.

Что можно добавить? Посмотрим, как всё это будет работать. Правил бояться — на дорогу не выезжать.

Инструкция

Когда вы едете по трассе или по дороге с разделительной полосой, вы можете встретить знак, показывающий вам, где разворачиваться. Он так и называется «место для разворота». Чаще всего такие перемычки между потоками движения сделаны попарно: сначала вы проедете тот участок, по которому разворачиваются встречные машины, а потом увидите знак и для вас - 6.3.1. В большинстве случаев такое место для разворота имеет только одну полосу, поэтому вам необходимо придерживаться левой обочины.

Есть и другой знак, на котором нарисован непосредственно сам разворот. Он указывает не только место, где вы можете развернуться, но протяженность этой зоны. В правилах этот знак имеет номер 6.3.2. В этой ситуации данный участок дороги может иметь две или даже больше полос. Вам необходимо соблюдать осторожность, когда вы едете по самой левой полосе в данной ситуации. Те, кто едут правее вас, имеют по отношению к вам преимущество, то есть вы их должны пропустить. Если вы ездите быстро или не любите уступать, выбирайте самую правую траекторию движения.

Разворот вам выполнять можно также и при наличии любых знаков, разрешающих поворот налево. Это могут быть предписывающие знаки: синий круг с белой стрелкой, указывающей направление движения. Например, это может быть знак 4.1.3, который указывает вам лишь две возможности для дальнейшего движения: налево и обратно.

Если вы увидели на обочине знак 4.1.5, то вы можете ехать в указанных направлениях либо совершить разворот.

Знак 4.1.6 не позволяет вам ехать прямо. Но вы не обязательно должны поворачивать. Никто не ограничивает вас в желании развернуться и уехать в том направлении, откуда вы приехали. Перечисленные выше знаки действуют на том перекресте, перед которым вы их увидели.

Помимо круглых знаков на синем фоне перед совершением разворота вы также должны обращать внимание на знаки «направления движения по полосе». Такие знаки имеют квадратную или прямоугольную форму. На синем фоне нарисованы белые стрелки, показывающие вам, в каком направлении вы можете ехать по выбранной полосе. Принцип такой же, как и с предписывающими знаками: если разрешен поворот налево, то и разворот тоже делать можно. При этом если знак разрешает поворачиваться налево из второй полосы, то вот разворот выполнять можно только из крайнего левого ряда.

Водители довольно таки часто сталкиваются с тем, что установленные дорожные знаки и нанесенная разметка противоречат друг другу. Чем же мотивироваться при вождении и на что лучше обращать внимание? Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Сразу стоит отметить, что и дорожные знаки и дорожная разметка подразделяются на постоянные и временные, поэтому и выходы из ситуаций разные. Тем не менее, практически все случаи противоречий указаны в ПДД. Например, в последнем абзаце главы 8 приложения 1 Правил Дорожного Движения указано следующее: «В случаях когда значения временных дорожных знаков (на переносной стойке) и стационарных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.»
П 1.25 главы 1 приложения 2 гласит: «В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.»
Итак, мы установили, что в случаях и с разметкой и со знаками, приоритет имеют временные нанесения и установки. При этом следует знать, что по ГОСТу временными знаками являются знаки, установленные на переносной опоре. Если же знак примотан скотчем к вкопанной стойке, прибит к дощечке и т. п., то такой знак временным не является. Ну а в вопросе отличия временной от постоянной дорожной разметки все просто: постоянная разметка нанесена белым цветом, временная — желтым.

Итак, осталось прояснить только один вопрос, чем же все-таки руководствоваться в случаях противоречия знаков и разметки? Здесь м sjgznm обратимся к приложению к ПДД.
п 1.25 главы 1 приложения 2: «В случаях когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.»

В конечном итоге список приоритетов выглядит так:

1. Временные дорожные знаки;
2. Постоянные дорожные знаки;
3. Временная дорожная разметка;
4. Постоянная дорожная разметка.

Госдума в ближайшем будущем может рассмотреть законопроект, согласно которому водители могут не платить штрафы в ситуациях, когда дорожные знаки и разметка противоречат друг другу. Подробнее об этом спросим у инструкторов по вождению .


Отмена штрафа

Из обучения вождению мы помним, что знак главнее разметки, а временный знак на желтом фоне имеет приоритет перед постоянным на белом (то же самое с временной разметкой). И, к сожалению, многие водители часто попадаются в эту «знаковую» ловушку, получают штрафы и даже лишаются прав.

Если закон будет принят, то водитель может оспорить выписанный штраф. Для этого нужно будет показать фотографию с места нарушения, где должен будет виден «неправильный» знак или разметка.

По словам депутата Ярослава Нилова, который внес законопроект на рассмотрение, в Москве часто встречаются ситуации, когда рядом с разметкой для парковки, нанесенной на проезжую часть, стоит знак «Остановка запрещена». Получается, если автомобилист поставит там свою машину, то ему грозит штраф 3000 руб. Более того, транспортное средство могут эвакуировать.

Нилов считает, что невнимательность и безответственное отношение должностных лиц, которые наносят разметку, устанавливают знаки и выполняют требования по организации дорожного движения, служат причиной того, что автолюбители зачастую необоснованно привлекаются к ответственности.

Кто в приоритете?

Для начала вспомним, что дорожные знаки бывают постоянными и временными. Последние имеют желтый фон, и именно ими следует руководствоваться на данном участке дороги.

Разметка также может быть постоянной и временной, белой и оранжевой, соответственно. Временная разметка в приоритете перед постоянной.

И последнее: постоянные знаки главнее любой разметки, и постоянной, и временной.

Итак, если построить список по приоритетности, то получится следующая картина:

  • требования временных знаков на желтом фоне выполняются в первую очередь;
  • затем идут постоянные знаки;
  • далее временная разметка;
  • на последнем месте постоянная дорожная разметка.

К сожалению, очень часто разметка и знаки противоречат друг другу. Например, на проезжей части нанесена постоянная сплошная разметка, что говорит о запрете ее пересечения, то есть запрещен обгон и другие маневры с выездом на встречную полосу движения. Но если есть знак «Объезд препятствия слева», требованием разметки можно пренебречь, не опасаясь, что вы получите штраф за нарушение ПДД.

Если на дороге вы видите сплошную разметку и знак «Конец зоны запрещения обгона», то выезжать на «встречку» нельзя, так как знак не разрешает обгон, а лишь говорит об окончании запрета. В этой ситуации разметка и знак дополняют друг друга. Если бы разметка здесь была прерывистая, то совершать обгон можно.

Если разметка не видна…

Бывает так, что разметка не видна: стерлась, занесена снегом или грязью и т.п. В этом случае водителей интересует следующий вопрос: если на данной дороге предусмотрена двойная линия разметки, но она не видна, имеют ли право инспекторы ДПС выписать водителю штраф за пересечение этой линии.

По правилам в таких случаях должны быть установлены соответствующие дорожные знаки.

Если же таковых нет, и вам выписывают протокол о правонарушении, приготовьтесь отстаивать свою правоту. Сделайте фотографии места нарушения так, чтобы были видны номера домов, названия улиц, различимые линии разметки. А в протоколе напишите, что не согласны с наказанием.

Видео о том, что делать, если разметка и знаки противоречат друг другу:

Что главнее: знак или разметка?

Многие водители не понаслышке знают о такой проблеме, как противоречие дорожных знаков и разметки на одной и той же дороге. В подобной ситуации многие теряются и не знают, чем же им руководствоваться при вождении. В этой статье мы расскажем, как правильно поступить при возникновении проблемы такого плана.

Первым делом, запомните, что дорожная разметка и дорожные знаки могут быть постоянными и временными, поэтому универсального решения не существует. Впрочем, почти все варианты противоречий можно найти в Правилах дорожного движения. Скажем, в главе 8 приложения 1 ПДД написано, что, если противоречат друг другу значения стационарных знаков и временных знаков, установленных на переносных стойках, то водителям следует руководствоваться временными знаками.

А в первой главе второго приложения есть пункт 1.25, который подсказывает нам, что, если друг другу противоречат линии постоянной разметки и линии временной разметки, то следует обращать внимание на линии временной разметки.

Итак, временные знаки и временная разметка имеют приоритет на дороге. Обратите внимание, что по правилам временные знаки обязательно должны быть установлены на переносной опоре. Если вы видите вкопанную в землю стойку, к которой знак прибит гвоздями и приклеен скотчем, то такой знак не будет считаться временным. А как же отличить временную разметку от постоянной? Это тоже несложно: временная разметка должна быть нанесена желтым цветом, а постоянная – белым. Есть еще один важный момент, на котором следует заострить ваше внимание: что же делать, если друг другу противоречат разметка и дорожный знак?

В главе 1 приложения 2 есть пункт 1,25, который отвечает на этот вопрос. Если дорожные знаки (в том числе временные знаки) противоречат линиям горизонтальной разметки, либо если разметка плохо различима, то водителям следует руководствоваться дорожными знаками.

Итак, можно расставить разные виды разметки и дорожных знаков по порядку, от более важного к менее приоритетным. Важнее всего временные дорожные знаки, потом идут постоянные дорожные знаки, затем временная дорожная разметка и в конце идет постоянная дорожная разметка, наименее приоритетная из четырех.

Что приоритетнее - дорожные знаки или разметки?

Обычно дорожные знаки и дорожная разметка полностью дублируют друг друга или дополняют, не вступая в противоречия. Однако, иногда бывают такие ситуации, когда противоречие все же наблюдается, например при проведении дорожных работ, больших ДТП, во время спецопераций или учений на близлежащих полигонах.

Если вы явно видите, что разметка и дорожные знаки противоречат друг другу, то не стоит волноваться и задумываться над тем, как поступить в данной ситуации. В дорожных правилах имеются все ответы на возникающие вопросы.

Во-первых, следует четко уяснить, что дорожные знаки бывают временными и постоянными. После последних изменений в ПДД временные знаки изображены на желтом фоне и они имеют приоритет над постоянными знаками.
Во-вторых, разметка также может быть постоянной - нанесена белой краской на асфальт, и временной - оранжевый цвет. Временная разметка имеет приоритет перед постоянной.
В-третьих, дорожный знак всегда главней разметки.

Таким образом складывается следующая картина по приоритетности:

  • знаки на желтом фоне - временные - их требования выполняются в первую очередь;
  • постоянные знаки - они главнее и постоянной и временной разметки;
  • временная разметка - оранжевая;
  • постоянная.

Можно много приводить различных ситуаций, когда знаки и разметка входят в противоречия друг с другом. Например, наличие постоянной сплошной разметки указывает на то, что пересекать ее нельзя, то есть обгон и любые маневры с выездом на встречную запрещены. Однако, если имеется при этом знак «Объезд препятствия слева», то можно легко пренебрегать требованием разметки, и не бояться, что вас оштрафуют за несоблюдение ПДД.

Если, например, стоит знак «конец зоны запрещения обгона» и нанесена сплошная разметка, то это говорит о том, что выезжать на встречную для совершения обгона запрещено, поскольку данный знак не разрешает обгон, а только говорит об окончании зоны запрета. То есть в данном случае знак и разметка дополняют друг друга. Если бы в данном случае была нанесена разметка, разрешающая выезд на встречную, то обгон совершать можно было бы без страха лишиться прав.

Что главнее знак или разметка

Сегодня я предлагаю подумать над вопросом – что главнее знак или разметка? На многих автомобильных дорогах знаки иногда противоречат дорожной разметке. Давайте сегодня рассмотрим этот вопрос, чтобы знать по чему ориентироваться…

Что главнее знак или разметка

Почему у меня возник такой вопрос! Да потому что у нас в городе есть один интересный перекресток. Стоп линия разметки перед светофором, находится намного дальше линии знака стоп. И когда едешь, не знаешь, почему ориентироваться либо по знаку, либо по линии разметки. Причем разница существенная примерно 4 - 5 метров. (между знаком и разметкой). Так что же главнее знак или разметка?

расстояние между знаком и разметкой

Для начала разберем постоянные дорожные знаки и разметку, во втором пункте поговорим о временных знаках и временной разметке.

1) Постоянные дорожные знаки и постоянная разметка

Согласно приложению № 2 к ПДД (Дорожная разметка и ее характеристики, в редакции Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67,
от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 16.02.2008 N 84), можно понять

«Что любые дорожные знаки главнее любой дорожной разметки »

То есть если отнести это к нашему случаю (стоп линия или знак стоп), вывод напрашивается один – если мы проезжаем знак стоп и становимся у стоп линии, то мы нарушаем ПДД. Простыми словами должны останавливаться у знака стоп, хотя стоп линия находится намного дальше.

2) Временные знаки и временная разметка

Если придерживаться того же приложения №2:

«В случаях, когда значения временных дорожных знаков, размещаемых на переносной стойке, и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками. В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки »
(редакция Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)

То есть временная разметка всегда главнее чем, обычная. Также временные знаки, главнее чем обычные знаки.

Нужно помнить, что временные знаки устанавливаются не на постоянной основе, а на так называемых «переносных стойках». Но могут встретиться временные дорожные знаки и на постоянных стойках.

Временная дорожная разметка обычно оранжевого цвета, и если она противоречит постоянным дорожным знакам и постоянной разметке белого цвета, то стоит ориентироваться именно по ней. Потому как она является главной.

Теперь подведем итоги:

Как видите, у нас появились четыре группы.

Так кто же главнее в этой ситуации. Итак, окончательный список.

1) Самый главный идет временный знак, потому как если верить приложению №2 к ПДД (любые дорожные знаки главнее дорожной разметки). А соответственно временный дорожный знак главнее, постоянного дорожного знака. Таким образом, временный дорожный знак имеет наивысший приоритет.

2) Постоянный дорожный знак. Находится на втором месте (Приложение №2 к ПДД)

3) Временная дорожная разметка. Временная разметка главнее, чем обычная дорожная разметка.

4) И самой последней является постоянная разметка.

Вот именно так устроен список. Думаю моя статья, вам поможет правильно без нарушений ПДД передвигаться по городу и по трассе. НА сегодня у меня все.

Статья написана по материалам сайтов: www.dorazmetka.ru, spokoino.ru, razmetka.com.ua, vodi.su, avto-blogger.ru.

Верховный суд России во вторник не смог решить, что первично: дорожный знак или разметка. Норму закона, которая отдает приоритет знаку, оспаривает житель Сергиева Посада. Ожидается, что решение будет вынесено завтра

Верховный суд России во вторник, 26 июля, приступил к рассмотрению вопроса о том, что для водителя первично: дорожный знак или разметка. Разбирательство было инициировано жителем Подмосковья Артемом Кикотем. Он столкнулся с тем, что на участке трассы в районе поселка Мишутино Сергиево-Посадского района Московской области был установлен знак, запрещающий обгон транспортных средств, а разметка позволяла это делать, в том числе с выездом на полосу встречного движения.

Артем Кикоть, который является практикующим юристом, указал, что из-за данного «разночтения» несколько водителей лишились прав на различные сроки.

Юрист оспорил в суде подпункт 20 пункта 1 изменений в Правила дорожного движения, которые были внесены 10 мая 2010 года постановлением правительства России. Они определяют, что «в случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками».

Речь идет о ситуациях, когда разметка не видна из-за изношенности дорожного полотна, загрязнения, заноса снегом, ремонта и т. д.

По мнению заявителя, данная норма противоречит федеральному закону «О безопасности дорожного движения», который исключает возможность возникновения противоречий между дорожными знаками и дорожной разметкой. «Однако введенная норма, по сути, легализует возможность такого противоречия», - указал истец. Кикоть добавил, что, согласно ГОСТу, дорожная разметка является приоритетной. По его мнению, оспариваемый им правовой акт «может являться основание для создания аварийных ситуаций», а также для необоснованного привлечения водителей к административной ответственности.

В свою очередь, выступающий в суде по поручению правительства России представитель МВД признал, что «ситуации, когда дорожная разметки и знаки могут вступать в противоречие, в наше стране случаются». Однако он полагает, что оспариваемый документ дает четкие указания, что первично. «Сейчас водитель должен руководствоваться требованием дорожного знака», - заявил представитель МВД. Причем не имеет значения временный это знак или постоянный. «На скорости 60 км/ч водитель все равно не может этого понять», - считает ответчик. По его словам, существовавшая ранее норма, в которой говорилось лишь о временных знаках, была менее конкретна, в связи с чем начальнику департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктору Кирьянову даже пришлось издать информационное письмо, которое было разослано на места. Оно гласило, что все сомнения должны трактоваться в пользу автомобилиста. «Сейчас же, когда разметка показывает, что надо ехать направо, а знак - налево, водитель не должен думать, а должен ехать по дорожному знаку», - указал представитель ответчика. По его мнению, водителю также не следует углубляться в существующие ГОСТы. Ему достаточно знать лишь правила дорожного движения.

Как у них

Примечательно, что никто их участников процесса не смог ответить на вопросы судьи Владимира Зайцева о том, чему отдает приоритет международное законодательство. «У них-то там как? А то мы провозгласили приоритет международного права. Есть ли аналогичные нормы там?» - допытывался судья.

Однако заявитель, как оказалось, из зарубежных стран бывал только в Египте, а представитель МВД признался, что международные нормы не выяснял.

Участвующая в деле прокурор попросила предоставить ей время для подготовки заключения. Удовлетворив ее просьбу, судья поручил сторонам также подготовить ответ и на его вопрос.

Судебное разбирательство продолжится завтра и, возможно, в этот же день суд вынесет решение.

Если все привести в соответствие

Между тем, юрист журнала «За рулем» Сергей Смирнов полагает, что решение суда будет не в пользу заявителя. «Если дорожная разметка противоречит знакам, то необходимо руководствоваться требованиям дорожного знака. Это понятно и с точки зрения логики.. - Другое дело, что знак водитель может не заметить, а разметка видна постоянно. И часто бывают ситуации, когда сотрудники ГАИ устраивают подобного рода ловушки и передают документы в суд на лишение водителя прав».

По словам Смирнова, случаи, когда постоянный (а не временный) знак и постоянная разметка противоречат друг другу, встречаются довольно часто на просторах России. «И здесь нужно вести речь о том, чтобы не допустить такого. Если дорожная полиция считает, что есть аварийный участок дороги, там происходит множество ДТП, и ставит знак, запрещающий обгон, причем не временный, а постоянный, я не понимаю, почему они не наносят сплошную линию разметки. Тем самым они вводят водителей в заблуждение», - считает эксперт. По его мнению, нередко в противоречиях виноваты организации, которые обслуживают дороги и не приводят знаки и разметку в соответствие друг другу. Дорожная же полиция за этим не следит.

В автошколе? Специально для вас мы рассмотрим момент, когда как в городе, так и на трассе, автомобилисты сталкиваются с таким вопросом: установленные дорожные знаки в корне не совпадают с дорожной разметкой. Автоинструкторы пояснят, что на дороге главнее: временные знаки или же дорожная разметка, ведь часто они противоречат друг другу.

Что такое временный знак?

Например такая ситуация часто возникает с разметкой «сплошная линия » или «прерывистая линия» и со знаком «Обгон запрещен ».

Заметим, что приоритет у временного дорожного знака. И если вас обвиняют в нарушении ПДД , то инспектор может законно (и это будет правильно) ссылаться на данный факт. Однако следует учитывать, что сотрудники ГИБДД не всегда бывают правы, особенно, когда знаки установлены не по правилам.

Временный знак — это знак с желтым фоном на специальной переносной стойке. Если же знак закреплен на столбе, дереве, примотан к основной стойке скотчем, то временным он уже не является.

В остальных случаях никаких противоречий быть не должно, то есть все споры будут трактоваться однозначно, а именно: если требование дорожных знаков не согласуется с разметкой, то это нарушение требований и норм. Таким образом, автомобилисты за это ответственность нести не должны.

Временная и постоянная разметка

Сегодня временная разметка встречается довольно редко, но к ее появлению на дороге нужно быть всегда готовым. В первую очередь следует знать, чем же отличаются эти два вида разметок.

Основное отличие — это цвет. Постоянная разметка на дороге в большинстве случаев белого цвета. Что касается временной, то ее цвет — оранжевый.

Примеры противоречий разметки и знаков

Как уже было сказано выше, противоречивые ситуации на дороге возникают не часто. Чаще водители неправильно трактуют значения знаков и разметки. Приведем несколько самых распространенных примеров подобных ситуаций.

Объезд участка дороги, где идет ремонт, по встречной полосе

Кстати, многие полагают так: разметка 1.5 дает право выполнять обгон. Это не так. Данная разметка просто разрешает двигаться в границах размеченной полосы.

Видеоматериал о несоответствии разметки и знака на дороге:

Будьте внимательны и удачи на дорогах!

В статье использовано изображение с сайта www.m1.bfm.ru