Гороховец. Гороховецкий уезд Гороховецкий уезд в период рюрика



План:

    Введение
  • 1 География
  • 2 История
  • 3 Населённые пункты
  • 4 Административное деление
  • 5 Население
  • 6 Видные уроженцы
  • 7 Экономика
  • Примечания

Введение

Гороховецкий уезд - административная единица во Владимирской губернии Российской империи и РСФСР, существовавшая в 1778-1924 годах. Уездный город - Гороховец.


1. География

Уезд был расположен на востоке Владимирской губернии. Граничил с Вязниковским уездом на западе, Муромским на юге, а также с Костромской губернией на севере и Нижегородской на востоке. Занимал площадь в 4 352,85 км² (3 825 кв. вер.).

Располагался на части территорий современных Гороховецкого, Вязниковского и Муромского районов Владимирской области, Пестяковского и Верхнеландеховского районов Ивановской области, Володарского и Павловского районов Нижегородской области

В уезде две значительные pp. - Ока и Клязьма; из сплавных рек в уезде протекает Лух, приток Клязьмы, по которой сплавляется лес; озер - до 130.


2. История

Уезд был образован в 1778 году в составе Владимирского насместничества (с 1796 - Владимирской губернии). В 1924 году упразднен, большая часть вошла в состав Вязниковского уезда.

Гороховецкий уезд в современной сетке районов


3. Населённые пункты

В 1859 году наиболее крупные населённые пункты :

  • Гороховец (2 513 чел.)
  • Нижний Ландех (1 348 чел.)
  • Пестяки (1 317 чел.)
  • Мыт (843 чел.)
  • Татарово (779 чел.)
  • Гришино (724 чел.)
  • Золино (712 чел.)
  • Верхний Ландех (662 чел.)
  • Выезд (543 чел.)

4. Административное деление

К 1913 году Гороховецкий уезд делился на 16 волостей :

  • Боровицкая волость - с. Боровицы
  • Гришинская волость - с. Гришино
  • Верхне-Ландеховская волость - с. Верхний Ландех
  • Кожинская волость - с. Кожино
  • Красносельская волость - с. Красное
  • Кромская волость - с. Кромы
  • Мордвинская волость - с. Мордвино
  • Мытская волость - с. Мыт
  • Мячковская волость - с. Мячково
  • Неверослободская волость - д. Хрычево
  • Нижне-Ландеховская волость - с. Нижний Ландех
  • Пестяковская волость - с. Пестяки
  • Святская волость - с. Свято
  • Сергиевская волость - с. Сергиевы-Горки
  • Степаньковская волость - с. Бабасово
  • Фоминская волость - с. Фоминки

5. Население

Население уезда в 1859 году - 86 246 человек, по переписи 1897 года в уезде было 92 240 жителей (38 860 мужчин и 53 380 женщин).

6. Видные уроженцы

  • Булыгин, Павел Петрович - поэт.
  • Патоличев, Семён Михайлович - полный Георгиевский кавалер, комбриг, герой Гражданской войны.
  • Патоличев, Николай Семёнович - министр внешней торговли СССР.
  • Саваренский, Фёдор Петрович - гидрогеолог, академик АН СССР.
  • Симонов, Иван Михайлович - астроном, ректор Казанского университета, один из первооткрывателей Антарктиды.

7. Экономика

Кустарная промышленность в уезде мало развита: 819 фабрик и заводов, 572 промышленных и торговых заведениай, 733 рабочих.

Примечания

  1. 1 2 Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. - demoscope.ru/weekly/ssp/rus_gub_97.php?reg=6.
  2. 1 2 «Владимирская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года»
  3. Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1913 год. Владимир, 1912.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 10:55:30
Похожие рефераты:

В первый раз упоминается в летописи под г., во время вторичного нашествия татар на русскую землю. Татары и позже несколько раз нападали на город. В г. Г. сделан уездным городом Владимирской губернии. В г. в Г. было 24 каменных дома и 381 деревянный; лавок 69, 5 церквей и 1 монастырь, Николаевский. В ризнице монастыря хранятся 6 грамот царских и патриарших. Жителей 2824; промышленность не развита; в 1883 г. было 3 кирпичных завода и одна красильня, обороты которых не превышали в год 10 т. р. В г. по р. Клязьме прибыло на судах и плотах 237 т. пд. товаров (большею частью - лесные материалы), а отправлено товаров 87 т. пд. Гороховцу принадлежит 403 дес. лесу, а всей удобной земли у него 2393 дес. Много садов; жители занимаются огородничеством и прядением тонких ниток. Г. содержит, вместе с земством, городское училище и женское училище. Богадельня , содержимая на проценты с капитала, пожертвованного купцом Лахмановым; земская больница на 12 кроватей, с амбулаторией .

Ср. К. Н. Тихонравов, «Владимирский сборник».

Гороховецкий уезд

Гороховецкий уезд в восточной части губернии, занимает 3825 кв. вер. Площадь у. ровная, кроме южной части, где проходит водораздел Оки и Клязьмы : в этом водоразделе встречаются песчаники и гипсы пермской формации, алебастр встречается на прав. бер. р. Клязьмы; почва у. в сев. части преимущественно глинистая, а вся середина его, до самого левого берега Клязьмы, занята болотами , из которых замечательны Варех и Упрех. Почва здесь песчаная, и эта часть у. мало населена; на прав. берегу р. Клязьмы расположена полоса, которая имеет почву жирную суглинистую; тут разведены сады и огороды; в у. две значительные pp. - Ока и Клязьма ; из сплавных рек в у. протекает Лух , приток Клязьмы, по которой сплавляется лес; озер в у. до 130, из них более замечательно Святое (6 в. дл. и 1 ½ ш.). Лесу в у. много; кроме кустарников, его считают до 159 т. дес. (в г. его было до 235281 дес.); дубового леса считается до 6 т. дес., березового ок. 9 т. дес., ольхового ок. 1800 дес., осинового ок. 3 т. дес., смешанного ок. 6800 дес.; остальной лес - хвойный. Лес преимущественно идет на дрова ; крестьяне многих деревень делают лапти , мочала , рогожи , кули , веревки и т. д. По исчислению земства, всей земли в у. 356423 дес.; из нее неудобной 15700 дес. Из удобной земли принадлежит сельским общ. 176667 дес., землевладельцам −118876 дес., казне - 8951 дес., уделу - 33841 дес., городу - 2393 дес.

Кустарная промышленность в у. мало развита. 819 фбр. и зав., 572 промышленных и торговых заведения. Обороты фбр. и зав. в г. составляли 81463 р.; рабочих было 733. В г. выдано 76 патентов, 551 свидетельство и 500 билетов. Расходы земства определены на г. в 55267 р., в том числе: на содержание управы 5900 р., на медицинскую часть 9442 р. (3 врача, 7 фельдш., 2 повив. бабки), на народное образование 7750 р. (на начальные школы 6250 руб., 1100 р. на городское учил. и 400 р. на стипендии). Всех земских школ 17; училось в них 1038 чел., окончило курс 102 мальч. и 8 девоч. Расходы земства на народное образование за 20 лет (с

К северу от реки Клязьмы, протекающей с запада на восток по средине Гороховецкого и Вязниковского уездов Владимирской губернии, раскинулась обширная низменная равнина, покрытая сплошными лесами. На десятки верст протянулись эти леса с юга на север и с запада на восток, и только изредка в немногих местах приютились среди них небольшие поселения.

На северной границе этой лесной равнины в Гороховецком уезде, на берегу Святого озера, расположена женская обитель, названная по соседнему озеру Святоезерскою.

Сплошной лес окружает с трех сторон монастырь и только небольшая сравнительно площадь отвоевана у него трудами человеческих рук для монастырских построен и пахатного поля. В лесу между песчаными буграми, поросшими вековыми соснами, протянулись обширные и непроходимые болота, которые в отдаленную старину были, вероятно, озерами. Для проезда по этим болотам проложены гати, через которые с большим трудом пробирается конный и пеший.

Весной при таянии снега и дождливой осенью гати эти становятся совершенно непроходимы и Свято-езерский монастырь является как бы совершенно отрезанным от мира. Вблизи монастыря нет никакого поселения. Ближайшие деревни находятся на расстоянии 6-7 верст, а большое торговое село Нижний Ландех расположено за озером к северо-востоку от монастыря в 12 верстах.

Таким образом, Святоезерский монастырь – пустынь в собственном смысле слова… Летом – это красивый поэтический уголок особенно в тихую и ясную погоду, когда на зеркальной поверхности озера отражаются небеса со всеми их красками и прибрежные леса. Но глухой осенью, когда в бурю по озеру вздымаются свинцовые волны и вода в нем кипит, как в котле, а леса глухо шумят, или зимой, когда все затянуто пеленой снега – уныло и безжизненно вокруг этой пустыни.

Время основания Святоезерской пустыни относится к глубокой древности и судьба ее в долгое время ее существования была до крайности изменчива.

О начале пустыни у Святого озера не сохранилось точных сведений.

Существует местное предание, что когда-то на месте настоящего озера в лесной глуши жил старец по имени Филарет. У подножия небольшого холма, где было жилище Филарета, растилась болотистая низменность в которой пустынник ископал для себя колодец, давший необыкновенно чистую воду. Но однажды края колодца обвалились и образовалось сначала небольшое озерко, которое постепенно расширяясь и было началом настоящего озера. Память об этом старце Филарете сохранилась до настоящего времени в названии одной лесной пустоши вблизи монастыря именем «Филаретовка».

Проверить это предание о существовании старца Филарета, конечно, нет никакой возможности. Но образование озера через обвал колодца едва ли может быть допущено. Судя по характеру окружающей пустынь местности, настоящее озеро есть скорее остаток множества когда-то бывших здесь озер, обратившихся ныне в непроходимые болота, топи и трясины. В некоторых местах и до настоящего времени заметны берега этих исчезнувших озер.

Дальнейшая судьба пустыни освящается данными, которые, по-видимому, имеют уже некоторую историческую достоверность. По этим данным начало Святоезерской пустыни относится к XIX веку и связано с именами московских святителей Киприана и Фотия.

Митрополит Киприан, имевший сильную склонность к уединению, как-то услышал о необыкновенно красивой пустынной местности, где ныне находится Святоезерская пустынь, пожелал лично побывать в ней. Местность оказалась действительно дикой пустыней, вполне пригодной для уединенной молитвы; митрополиту она понравилась и он нередко стал удаляться в нее и впоследствии устроил здесь церковь во имя Преображения Господня.

Но это историческое сказание о начале Святоезерской пустыни не отличается достаточной определенностью. В нем и не указана точно местность, куда удаляется митрополит Киприан, и если относится к Святоезерской пустыни, то только потому, что в сказании упомянуто, что святитель удалялся «на Свято озеро». – Но озер с именем «Святое» существует несколько даже во Владимирской губернии.

Последующее сказание отличается уже большей определенностью

Преемник митрополита Киприана, митрополит Фотий любил также по временам удаляться в пустынные места, чтобы там, вдали от шума и мирской суеты отдаляться молитвенным подвигам. Святоезерская пустынь и для него сделалась любимым местом уединения.

В русской летописи по Никоновскому списку под 1411 годом записано между прочим следующее: «Преосвященный Фотий митрополит после вечерни пойде из Владимира в свою митрополичью волость месяца июня 2 дня. И бывшу ему на свят озер своем, у церкви святого Преображения Господня , юже поставил митрополит Киприан, занеже любил пустынные места и многие там озера и места крепкие непроходимы. И тамо придоша к митрополиту Фотию вестницы глаголющее, яко по его отшествии из града Владимира во утрий день приди в полудне царевич Талыч со многою ратию и много зла и мучительства во граде Владимире соделаша. И оттоле от града Владимира устремишася татарове за митрополитом Фотием, хотящее его настигнути. Митрополит же Фотий отъиде на свои озера Сенежские в лесы крепкие места, татарове же не постигшее митрополита возвратишася… Митрополит же Фотий Божиею милостию и Пречистыя Богородицы избыв от окаянных измаильтян, много благодарствовала Всемилостивого Бога и прилежно молися о сыне своем великом князе Василии Димитривиче… И постави у своего озера у Сенгу на береге в лесе церковь Рождества Пречистыя Богородицы. У тоя же церкви нача житии священноинок Пахомий болгарин, иже приде на Русь из грек с Фотием митрополитом… Преосвященный же Фотий митрополит пребыст в Сенгу четыре седмицы и три дня на месте том в молчании и безмолвии… (Никоновская летопись, V, 37 и сл.).

Данное сказание является как бы продолжением предыдущего и более определенно указывает местонахождение той пустыни, которая привлекла к себе внимание двух святителей. Митрополит Фотий отправляется на святое озеро к церкви, построенной митрополитом Киприаном. Озеро это, как оказывается, находилось в митопроличьей волости, где были и другие озера, называвшиеся «Сенежскими» и одно называлось «Сеньго-озеро». Следовательно, вопрос о том, где именно находилась митрополичья любимая пустынь, решается в зависимости от выяснения местоположения Сенежских озер.

Один из местных любителей и чтителей старины, крестьянин села Нижнего Ландеха, крепостной князей Черкасских, Осип Потапович Голиков (родился 1742 г., умер 1835 г.) оставил после себя рукопись, выписки из которых хранятся и до настоящего времени в Святоезерской пустыни. В этой рукописи Голикова находится составленная им история Святоезерской пустыни и села Нижнего Ландеха. Толкуя вышеприведенное сказание о митрополите Фотии, Голиков поясняет, что озера «Сенежские» были по обоим берегам реки Ландеха недалеко от села Нижнего Ландеха, но ныне они уже исчезли. Таким образом, митрополиты Киприан и Фотий были вблизи нынешнего села Ладеха и основали пустынь на берегу Святого озера, где ныне находится Святоезерский женский монастырь. Но в XVII столетии, когда территория России делилась на уезды, станы и волости, была Сенежская волость во Владимирском уезде или по настоящему административному делению на губернии занимала южную часть Покровского уезда Владимирской губернии и северную Егорьевского уезда Рязанской губернии. Там и в настоящее время есть деревня Сеньга и Сеньго озеро. Является, таким образом, новое место, где могла быть пустынь, основанная митрополитами Киприаном и Фотием. Можно было бы остановиться на этом месте, как это делает Е.Е. Голубинский (История русской церкви, т. II, первая половина, стр. 366), если бы не оказалось Сенежской волости еще в другом месте. Волость же с таким названием существует еще в Московской губернии к северо-западу от Москвы, недалеко от линии Николаевской железной дороги.

Принимая во внимание все эти данные, мы не можем с точностью решить, где именно находилась пустынь, основанная митрополитами Киприаном и Фотием. – Но в русской церковно-исторической литературе очень многие авторы держатся того мнения, что эта пустынь находилась на берегу Святого озера в Гороховецком уезде, где ныне расположена Святоезерская женская пустынь. Такого мнения держатся: преосвященный Евгений в его Истории Российской иерархии (т. VI), Ратшин (Полное собрание исторических сведений о монастырях, 1852 г., стр. 28), Карамзин (История Государства Российского, т. V, стр. 80-81), Зверинский (Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях, т. I, стр. 224-225) и др.

Вера в то, что Святоезерская пустынь основана митрополитами Киприаном и Фотием крепко держится и среди сестер настоящей обители. Мысль о том, что их обитель имеет за собой столь почтенную древность, что она основана великими святителями русской церкви, придает в их глазах особенный ореол их скромный, заброшенной среди лесов и болот, обители.

Во Владимирской губернии вплоть до начала XIX в. было недостаточно промышленных хлебопекарен. В основном, в каждом хозяйстве делали хлеб для своей надобности, причем хлебопечением обычно занимались женщины. Процесс этот был довольно трудоемким, поэтому пекли хлеб один или два раза в неделю. Вечером, до захода солнца, хозяйка начинала готовить квашню. Обычно делали это так: добавляли соль, размешанную с закваской, заливали теплой водой и бросали кусок теста, оставшийся от предыдущей выпечки. Размешав закваску деревянной лопаткой-мутовкой, доливали теплую воду и засыпали из специального дощатого или долбленого корытца просеянную через сито или решето муку. Затем тесто размешивали до консистенции густой сметаны, ставили в теплое место и сверху прикрывали чистым полотном.

К утру следующего дня тесто поднималось, и его начинали вымешивать. Месили тесто до тех пор, пока оно не начинало отставать от стенок посуды и от рук. Потом его опять ставили в теплое место и после того, как оно повторно подходило, снова вымешивали и разделывали на круглые гладкие хлебы. Давали им расстояться и только после этого «сажали» в печь. Часто, перед тем, как тесто-каравай на лопате перенести в печь, на нем ставили различные знаки, например, знак рода или семьи, а на булочных изделиях для детей - петуха с пушистым хвостом, белку или кошку.

Предварительно печь хорошо протапливали, а золу и угли выметали с пода метлой. Под, где выпекался хлеб, устилали капустными или дубовыми листьями. Пекли хлеб и без листьев, в этом случае лопату, на которой булки «сажали» в печь, посыпали мукой.

Караваи хлеба массой 3 фунта (1,2 килограмма) пекли один час, шестифунтовые (2,4 килограмма) — до двух часов, двенадцатифунтовые (4,8 килограмма) - от двух с половиной до трех с половиной часов. И эти, самые большие, были наиболее вкусными и ароматными.

Равномерный жар русской печи способствовал тому, что хлеб хорошо пропекался. Для определения готовности булку вынимали из печи и, взяв в левую руку, постукивали снизу. Хорошо пропеченный хлеб должен был звенеть, как бубен.

Женщина, которая пекла хлеб, пользовалась в семье особым уважением. Хозяйка, что владела искусством хлебопечения лучше других, считалась самой домовитой и по праву гордилась этим.

Наиболее крупными считались монастырские пекарни. При монастырях были свои мукомольни и хлебопекарни, где особые группы чернецов во главе со «старшим пекущим» делали хлеб. Таким образом стали появляться специалисты мукомолы и пекари. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб вечный», «Хлеб всемогущий», «Хлеб святой».

Ни один из других видов пищи у жителей Владимирской земли, как и у всего русского народа, не шел ни в какое сравнение с хлебом. Хлеб сопровождал все радостные и горестные события в жизни людей. Хлебом-солью встречали самых именитых людей и молодых в день свадьбы.

Во Владимирской губернии процесс хлебопечения постоянно совершенствовался, расширялся и ассортимент различных видов хлебов. Этому способствовало развитие мукомольного дела. В конце XIX столетия в городах и уездах были мельницы, где производился размол ржи и пшеницы. Преобладали водяные мельницы, размещавшиеся в основном на реках Колокша, Судогда и Клязьма, а ветряных мельниц было немного. На таких предприятиях работало от двух до шести человек. Наиболее крупной была мельница, принадлежавшая братьям Алексею и Павлу Суздальцевым-Ушаковым в Муромском уезде, где работало 55 человек.

Количество мельниц во Владимирской губернии в 1890 г.:

    Муромский уезд – 9

    Судогодский уезд – 6

    Суздальский уезд – 5

    Меленковский уезд – 4

    Владимирский уезд - 4

    Покровский уезд – 3

    Переславльский уезд – 3

    Гороховецкий уезд – 3

    Ковровский уезд - 3

    Шуйский уезд - 1

    Юрьевский уезд – 1

Всего: 42 мельницы.

Мельницы принадлежали владельцам крупных мануфактур, например, водяная мельница торгового дома «А. В. Кокушкин и сыновья» (это хозяева Лежневской мануфактуры). Но были предприятия, принадлежавшие крестьянам. Так, в Ковровском уезде при селе Усолье находилась водяная мельница крестьян Малышевской волости, перемалывающая рожь (100 тыс. пудов в год муки).

В начале XX в. во Владимирской губернии большое распространение получили крупные мукомольные предприятия, где работало уже большее число рабочих. Численно преобладали заводы, использующие энергию ветра (в 1914 году в губернии было 1161 предприятие, из них 830 мукомольно-ветряных).

Мукомольные заводы в городах и уездах Владимирской губернии в 1914 г.

Расположение завода Мукомольно-паровые заводы Мукомольно-водяные заводы Мукомольно-ветряные заводы
Владимир - 1 -
Суздаль 1 - -
Юрьев 1 1 3
Меленки 1 1 3
Муром - - 7
Шуя - 1 -
Владимирский уезд 3 34 75
Александровский уезд 3 32 15
Гороховецкий уезд 10 23 189
Ковровский уезд 2 19 22
Меленковский уезд 5 19 84
Муромский уезд 1 9 77
Переславльский уезд 4 34 -
Судогодский уезд 7 15 36
Суздальский уезд 7 21 143
Юрьевский уезд 6 24 112
Покровский уезд - 12 -
Вязниковский уезд - 8 -
Шуйский уезд - 26 53

Во второй половине XIX – начале XX вв. во Владимире городское население покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных и с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовой (в виде кирпича) хлеб. Только ржаной хлеб делали следующих видов: кислый, сладкий, солдатский, больничный, деревенский, сеяный. В этот период появлялись новые сорта: крендели, французские булки, кисло-сладкий хлеб (из двух частей пшеничной муки второго сорта и трех частей пеклеванной муки), различная сдоба. Большим спросом пользовались сайки, выпекавшиеся на соломе, что придавало им приятный вкус и запах.

Разнообразны были и хлебобулочные изделия: бублики, баранки и пряники. Многие из них готовились из сдобного теста, которого не знала народная кулинария. Сельские жители, как правило, редко лакомились этой продукцией, они обычно покупали ее в городе в качестве гостинца детям и за еду не считали. Горожане же довольно часто приобретали эту выпечку.

Калачи были разных видов в зависимости от сорта муки. Лучшие калачи пеклись из крупчатой муки в виде колец, другой сорт изготовляли из толченой муки круглыми булками, эти калачи называли «братскими». Был третий сорт, именуемый смесными калачами, их пекли пополам из пшеничной и ржаной муки.

Во Владимирской губернии во второй половине XIX в. преобладали мелкие кустарные пекарни, где делали хлеб весовой и штучный. Изделия первого вида пекли большими караваями и продавали на вес. К штучному хлебу относили калачи, плюшки, сайки. Пекарем называли того, кто выпекал только весовой хлеб. В отношении производства мелкого штучного хлеба говорили о профессии булочника.

Гороховец

Гороховец – исторический город. Многие столетия, прожитые им, наложили неповторимый отпечаток на его улицы и площади, соборы и дома. Дивную гороховецкую архитектуру дополняет изумительная природа.

Первое упоминание о Гороховце встречается в Лаврентьевской летописи в связи с началом тяжелого периода в жизни древней Руси и разорением города монголо-татарами. Под 1239 годом было записано: «На зиму свята татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша и град Святые Богородицы Гороховец пожгоша а сами идоша в станы своя. Тогды же бе пополох зол по всей земле и сами не ведаху и где хто бежить». Надолго исчезает название города со страниц русских летописей, но затерявшийся среди дремучих лесов городок не погиб. Частые нападения разрушали его, но город восстанавливался и продолжал жить.

Город Гороховец выполнял функцию крепости. Он был укреплен земляным «глиняным» валом, деревянной крепостью, которая покоилась на его гребне.

В развивающемся городе Гороховце активную роль стали играть торговцы и ремесленники. Если бы не было постоянного спроса на ремесленные изделия в соседнем округе, городской посад в Гороховце не мог бы развиваться. Выгодное размещение города и его укрепления вызвали быстрый рост населения. Во главе города стоял княжеский наместник. Посад в Гороховце играл роль таможенного поста, контролирующего движение судов.

В конце XIV века, при князе Василии I, с вхождением Гороховца в состав Московского княжества, усилилось его военно-стратегическое значение как оборонительного пункта на восточной русской границе.

Население Владимирской земли и входящего в край Гороховецкого уезда в XIV-XV веках занималось земледелием, ремеслом и торговлей. Местность края преображается. Появляются деревни, починки, то есть только что возникшие поселения. Пустынные места превращаются в заселенные. В XV веке город уже числился центом волости.

По разъезжим грамотам, писцовым книгам и другим феодальным документам установлено территориально-административное деление края в XV веке. Гороховецкий район в этот период выделился в Гороховецкий уезд. Четких границ по вышеуказанным документам определить невозможно. Но в начале XVI века в результате межевания земель границы уезда проходили по рекам, озерам и болотам расположенным на его территории.

В начале XVII века проводилось межевание Гороховецкого уезда, в результате выделились 4 части: Волость Красносельская, Волость Кутинская, Стан Лухманский, Стан Раменский.

При образовании губерний по реформам Петра I в 1708-1710 годах город Гороховец с частью прилегающих территорий перешла в Казанскую губернию.

В дальнейшем (по Указу от 29 мая 1719 г.) Гороховец вошел в Московскую губернию. С присоединением к Московскому государству в XVI веке Казанского и Астраханского ханства Гороховец утратил свое значение пограничного города, стал развиваться как торгово-ремесленный центр.

Конец XVII- начало XVIII века - время расцвета и богатства Гороховца. Гороховецкие посадские люди, используя выгодное положение города на тракте Москва – Нижний Новгород с его шумной Макарьевской ярмаркой, вели большой торговый промысел по Клязьме, Оке, Волге до Астрахани. Город быстро рос. Разбогатевшие купцы, желая увековечить свое имя и показать мощь своего благосостояния, делали огромные вклады в строительство церквей, основывали монастыри, возводили холмы для себя. В XVII веке в городе были построены на средства местного купечества три монастыря: Знаменский Красногривский, женский Сретенский и мужской Троицко-Никольский. А также приходской Храм Воскресения и праздничный собор Благовещенья (1700г.).

В городе одновременно с каменными церквями строится и каменные жилые дома. До наших дней дошло 8 гражданских каменных зданий, построенных в XVII-XVIII веках.

Именно тогда и сложился тот архитектурный облик города, что дошел до нас.

«Золотой век» Гороховца кончился так же внезапно, как и начался. С середины XVIII столетия его торгово-ремесленный потенциал падает, купечество постепенно беднеет и разоряется, замирает большое строительство.

В 1778 году была учреждена Владимирская губерния, и Гороховец становится уездным городом и скоро получает герб: на красном фоне лев, имеющий на голове корону и держащий в передней лапе крест, а в нижней части герба – изображение гороховых стеблей на золотом фоне.

В составе Гороховецкого уезда имелись: Красносельская волость дворцовая, Купленская волость, Лухманский стан и Раменская волость.

Согласно Указу Екатерины II от 01 сентября 1778 года образовано Владимирское намесничество и открыты «новые уездные города» из числа крупных торговых селений, в их состав вошел и Гороховец.

В состав Гороховецкого уезда перешли из Муромского земли станов: Дубровского, Заречного и Замотринского.

В 1829 году министерством финансов были утверждены казенные волости во Владимирской губернии, так в Гороховецком уезде – Кожинская волость. Эта волость перешла в ведение специального управления Палаты государственного имущества.

В середине XIX века административно-территориальное деление внутри уездов Владимирской губернии включало подчинённые Палате земледелия и государственных имуществ и приказы удельного ведомства. В Гороховецком уезде это Кожинская волость государственных имуществ и Красносельский приказ удельного ведомства.

Реформа 1861 года внесла незначительные изменения в территориальном делении Гороховецкого уезда.

1917 год не внес в административно-территориальное деление корректив, лишь в 1918 году в Гороховецком уезде дополнительно образованы волости: Бабасовская и Татаровская, а Пестяковская волость разделена на Ново-Пестяковскую и Старо-Пестяковскую.

08 мая 1924 года Гороховецкий уезд был ликвидирован, а его территория вошла в состав Вязниковского уезда Владимирского округа Ивановской промышленной области в виде Гороховецкой волости. В его составе было 46 сельских Советов.

10 июня 1929 года образован Гороховецкий район Владимирского округа Ивановской промышленной области.

14 августа 1944 года по указу Президиума Верховного Совета СССР образована Владимирская область, в её состав из Ивановской области вошел Гороховецкий промышленный район (без Золинского, Ильиногорского, Мячковского и Старковского сельсоветов).

21 июля 1964 года по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР упразднен Гороховецкий промышленный район, причём г.Гороховец передан в подчинение Вязниковскому городскому Совету.

12 января 1965 года вновь произведена перемена административно-территориального деления Владимирской области, в результате которой дополнительно образован Гороховецкий район.

В состав Гороховецкого района вошли: Великовский, Гришинский, Денисовский, Литовский, Куприяновский, Нововладимировский, Рождественский, Святский, Фоминский и Чулковский сельские советы.

Историческое лицо сегодня – это его архитектурные памятники. Гороховец представляет собой редкий тип города, где великолепный природный ландшафт и древнерусская архитектура органично дополняют друг друга и создают неповторимый облик и великолепный по цельности ансамбль.