Кондиционер не работает. Кондиционер не охлаждает, не работает наружный блок Почему не работает внешний блок кондиционера

В жару или холод может спасти кондиционер в квартире. Летом без него сложно. Владельцы сплит-системы не всегда могут выяснить, почему не включается кондиционер. У поломки может быть ряд причин.

Иногда кондиционер перестает включаться

Возможные причины

Когда вы покупаете кондиционер или сплит-систему, лучше узнать, как он работает, какой там компрессор, как хорошо он охлаждает, какие могут возникать неполадки и как следить за нормальной работой домашней техники. Если система не охлаждает, нужно быть осторожным и помнить правила безопасности:

  1. Не стоит разбирать кондиционер или сплит-систему самому, потому что это может стать причиной более серьезной поломки.
  2. Не нужно стучать по аппарату, надеясь, что он так заработает.
  3. Не стоит сильно давить на кнопку включения или нажимать на нее несколько раз подряд, если вы видите, что кондиционер перестал включаться.

Бывает, что бытовая техника перестает работать из-за какой-то мелочи, а вовсе не из-за поломки компрессора и тогда все легко исправить. Лучше хорошо изучить инструкцию к технике. В ней вы найдете решение вашей проблемы.

Проблема в пульте

Первая причина, по которой не работает кондиционер – это невнимательность его владельца.

  1. Проверьте ваш пульт управления. Может быть такое, что батарейки просто неправильно вставлены. Тогда поменяйте их так, чтобы они были в правильном положении.
  2. Есть вероятность того, что батарейки в пульте просто разрядились или исчерпали свой ресурс. Тогда их нужно заменить на новые. Хорошо, если у вас дома есть такие же запасные или ваши батарейки можно заряжать.
  3. Если вы проверили и заменили батарейки, а кондиционер все равно не холодит, это неполадки с платой пульта. Тогда нужен мастер, который может ее заменить.

Иногда купить новый пульт довольно сложно. Его может не быть в магазине, тогда придется его заказывать в магазине. Можно приобрести универсальный пульт. Такой прибор подойдет большинству моделей кондиционеров.

Отсутствие электропитания

Иногда проблема немного серьезнее. Электропитание может быть плохо подведено к внутреннему или внешнему блоку. Причина, почему кондиционер не охлаждает помещение, может быть в отключении электричества. Проблемы могут быть в розетке: в ней нет питания. Проверьте это, вставив в нее любой другой прибор. Или шнур системы не включен в розетку.

Поломка платы

Иногда поломаться может плата управления внутреннего блока. Тогда необходима замена платы или же ремонт старой. Это довольно просто делается. При ремонте платы не снимается внутренний блок. Ремонт или замена ее может занять до двух часов.

Смена режимов

В момент наступления осенних холодов появляется желание использовать кондиционер как обогреватель. Чтобы начать нормальную работу в такой ситуации, технике необходимо немного больше времени. Требуется время на выравнивание давления, поэтому вам нужно просто подождать дольше.

Запуск режима защиты

Не работать кондиционер может и по причине защиты от включения. Она есть в некоторых приборах и срабатывает при неправильных действиях.

Например, если на улице температура воздуха -15 градусов, а он работает при минимальной температуре -5 градусов. Перечитайте инструкцию и найдите информацию об этом.

Можно установить так называемый зимний комплект. Это позволит снять ограничения. Тогда система будет дуть почти в любую погоду.

Ошибка или таймер

Когда кондиционер перестал охлаждать, на нем может высвечиваться код ошибки. Надо прочитать в инструкции, что эта ошибка значит, и как ее убрать. Но, если не получается справиться с ней, нужно обратиться к мастеру. Вы могли просто неправильно установить таймер. С этой проблемой тоже можно справиться, прочитав инструкцию.

В ситуации, когда техника куплена несколько месяцев назад, продолжается гарантийный срок. В это время вы можете вызвать мастера на дом, и можете быть уверены, что ничего не повредите сами. Ремонт может сделать фирма, которая устанавливала климатическое оборудование.

Если действие гарантии не закончилось, можно воспользоваться услугами мастера

Вызов мастера

Непонятна причина отказа сплит-системы: вы проверили предыдущие пункты, а кондиционер все равно не включается, тогда стоит вызвать специалиста. Причин, почему техника не холодит, может быть несколько. Причина может быть в компрессоре или другой детали. В основном все неполадки устраняются на месте, где установлен кондиционер, т. е. в вашей квартире, офисе, доме.

Но бывают ситуации, когда необходимо снимать всю систему и забирать ее в сервисный центр. Это делают только специалисты.

Загрязнения фильтра

Очень часто фильтры внутреннего блока могут загрязняться, туда может попадать слишком много пыли. Тогда система будет слабо подавать прохладный воздух или не будет работать вообще. Но это не так страшно. Справиться с этим можно просто помыв фильтр. Однако, чтобы его достать, понадобится помощь специалиста. У него есть нужное оборудование и специальные навыки.

Недостаток фреона

Утечка фреона – это следующая проблема, которая может возникнуть с вашим кондиционером. Есть опасность того, что техника перегреется, заклинит и не будет охлаждать воздух так, как следует, если уровень фреона упадет ниже допустимого. Профессионалы говорят, что заправлять дополнительный фреон нужно каждые полтора-два года, чтобы не пришлось менять его весь. Такая замена довольно дорого обходится.

Правила ухода

Чтобы не столкнуться с проблемами, каждый пользователь должен знать, как ему правильно эксплуатировать устройство:

  • нужно тщательно и регулярно чистить фильтры внутреннего блока;
  • если вы видите, что вода из внутреннего блока вытекает капельками, медные трубы покрылись льдом, кондиционер холодит недостаточно, тогда нужно остановить его работу и вызвать мастера;
  • необходимо регулярно проводить обслуживание: специалисты должны проверять давление в системе, состояние фильтров, количество фреона, работу оборудования во всех режимах;
  • нельзя включать кондиционер при минусовой температуре, если к нему нет прикрепленного зимнего комплекта.

Фильтры внутреннего блока следует регулярно чистить

Заключение

Чтобы избежать проблем со включением кондиционера, лучше проверить его заранее и провести подготовительные работы, если потребуется. Можно делать это два раза за год, поскольку регулярные проверки климатического оборудования предотвращают поломки и помогают справляться с текущими.

Системы кондиционирования воздуха применяются на бытовом уровне очень широко. И с каждым годом количество домашней техники, гарантирующей комфорт, лишь увеличивается. В целом бытовые кондиционеры работают исправно и действительно помогают создавать более комфортные условия. Но в процессе эксплуатации неисправности кондиционеров время от времени напоминают – эта техника до конца не совершенна.

Справедливости ради стоит отметить: львиная доля дефектов бытовых кондиционеров – это неисправности простые, вполне доступные для устранения своими руками. Рассмотрим наиболее частые из них с привязкой к технологическим симптомам.

Нет потока охлаждённого воздуха

Ситуация, когда оконный (или иной) кондиционер включен, но не выдаёт потоки холодного воздуха, часто бывает связана с дефектом вентилятора или электродвигателя вентилятора.

Вращением лопастей вентилятора создаётся воздушный поток, проходящий сквозь холодные трубки испарителя кондиционера.

Поэтому отсутствие потока холодного воздуха на выходе — это симптом, прежде всего указывающий на неисправность вентилятора.

Неисправности вентиляторов внутренних блоков кондиционеров могут стать причиной подачи охлаждённого воздуха в достаточном его количестве для создания требуемого комфорта

Лопасти вентилятора могут вращаться медленнее, чем необходимо или вовсе не вращаться по разным причинам. Побочным дефектом, связанным с отсутствием холодного потока, может стать также , «обросший» ледяной коркой и по этой причине не способный пропускать воздух. Для определения явной неисправности:

  1. Снять корпус кондиционера.
  2. Проверить крыльчатку и мотор вентилятора.
  3. Проверить лопасти вентилятора на возможные повреждения.
  4. Убедиться, что крыльчатка не заблокирована инородным предметом.

Следует вручную провернуть колесо вентилятора с целью диагностики свободы и лёгкости вращения. Если вал двигателя с насаженной на него крыльчаткой не вращается или вращается с трудом, возможно, заклинен ротор мотора по причине сгоревших обмоток статора. Сгоревший двигатель придётся заменить.


Замена электродвигателя вентилятора на внутреннем блок кондиционера — явление достаточно редкое. Тем не менее такие моменты случаются в бытовой практике и требуют обращения в сервис

Если двигатель вентилятора и крыльчатка после диагностики показали рабочее состояние, скорее всего, имеет место другая проблема – более сложная. В этом случае для выявления неисправности требуется многомерное тестирование. Подобные тесты выполняются только квалифицированным персоналом.

Конденсатор двигателя вентилятора (компрессора)

Кондиционер оконный, сплит-система, напольный может работать в режиме охлаждения, но при этом не подавать холодный воздухом из-за проблемы с конденсатором двигателя вентилятора (компрессора).

Пусковой конденсатор предназначен для первоначального запуска установленных моторов. Неисправность конденсатора может сопровождаться замедлением скорости вращения ротора электродвигателя вентилятора или полной блокировкой мотора компрессора.

Если двигатель компрессора создаёт шум или крыльчатка вентилятора проворачивается очень медленно, скорее всего, требуется заменить пусковой конденсатор. Эта деталь расположена под корпусом кондиционера. Поэтому придётся:

  1. Демонтировать корпус аппарата.
  2. Проверить лёгкость вращения крыльчатки.
  3. Осмотреть питающие провода на предмет повреждений.
  4. Осмотреть конденсатор на присутствие повреждений.

Визуальный осмотр детали, конечно, не даёт полной уверенности. Нередко внешние признаки целостности пусковой ёмкости не дают повода для замены. Поэтому желательно проверить конденсатор стрелочным тестером.


Проверка целостности конденсатора при помощи измерительного прибора. Таким способом с высокой точностью определяется неисправность и необходимость замены этой детали, способной блокировать двигатель вентилятора

Для этого нужно выключить ёмкость из цепи схемы кондиционера. Далее настроить прибор на режим измерений сопротивлений в диапазоне «мОм» и коснуться щупами прибора выводов конденсатора.

Поменять местами щупы и вновь проделать ту же операцию. Если на шкале тестера стрелка резко отклонилась и возвратилась на нулевую отметку, конденсатор цел. В противном случае (ноль показаний или КЗ) требуется замена.

Частым признаком неисправности пускового конденсатора компрессора является ситуация, когда при пуске кондиционера начинает быстро вращаться, а затем останавливается.

Электронная панель управления или фильтр

Кондиционер может включаться, но не выдувать охлаждённый воздух, если неисправности имеются на плате управления. Например, выход из строя реле, отвечающего за коммутацию электропитания двигателя вентилятора.

Реле контрольной панели тоже могут проверяться на функциональность с помощью мультиметра. Однако необходимо точно определить принадлежность реле. Здесь уже нужна принципиальная схема электронной платы управления, а мастеру желательно иметь квалификацию электронщика.


Реле вентилятора кондиционера на электронной плате управления. Рядом расположены ещё два реле несколько иной формы, управляющие другими модулями системы кондиционирования

Если система кондиционирования включена, но не продувает холодный воздух, вполне возможно, полностью забит воздушный фильтр.

Этот элемент очистки воздуха, при отсутствии обслуживания, со временем может набрать массу пыли, чем ограничит работу других функциональных узлов. В итоге нарушается нормальная циркуляция холодного воздуха.

Воздушный фильтр, как правило, расположен перед испарителем сразу за передней панелью внутреннего блока. Снять и очистить воздушный фильтр просто (инструкция кондиционера).

Кстати эта работа является стандартным пунктом техобслуживания со стороны пользователя. Попутно следует очистить решётку испарителя, если замечено скопление пыли и грязи. Тёплая вода, мыло и мягкая щетка – классический набор для чистки.

Конденсатор наружного блока

Частой проблемой, когда нет подачи холодного воздуха, является конденсатор наружного блока кондиционера (уличного модуля).

Особо актуальной эта неисправность видится для техники, установленной в домах, вокруг которых имеются массивные насаждения тополей. Периоды лёта тополиного пуха приводят к полной блокаде конденсаторов кондиционеров.


Забитый пухом конденсатор кондиционера. Такое полотно — словно ватное одеяло, полностью накрывает поверхность конденсатора и закрывает проход воздушным потокам

Если аппарат включается, работает, но не охлаждает – есть все причины для осмотра наружного модуля и его чистки. Работы по очистке конденсатора следует выполнять мягкой капроновой щёткой. Если есть возможность – применить пылесос с насадкой для очистки плинтусов. Применять воду не рекомендуется.

Контроль температуры охлаждения и нагрева

Неработоспособность кондиционера в виде неспособности вырабатывать холодный воздух, может быть связана с регулятором температуры или термостатом. Эти элементы схемы контролируют температуру воздуха в помещении, обеспечивают пуск компрессора при необходимости.

Регулятор температуры охлаждения часто снабжен сенсорным датчиком, который размещается непосредственно на обрешётке испарителя. Есть также защитный терморегулятор, который встроен в контактном блоке компрессора.

Оба термостата настроены на конкретный предел температуры и отключают функции компрессора при достижении нормы или в случае аварии.


Сенсорный датчик термостата кондиционера, который устанавливается непосредственно на испарителе. Иногда от вибрации этот датчик утрачивает свойства точного измерения температуры

Если регулятор температуры или термостат не сработал должным образом, компрессор не работает. Соответственно, нет холодного воздуха. Поэтому:

  1. Следует проверить сенсорный датчик на предмет повреждений или перелома провода и заменить в случае неисправности.
  2. Проверить термостат на самом низком и высоком пределе температуры, прозвонив мультиметром его контакты.

Отсутствие показаний измерительного прибора свидетельствуют о неисправности термостата. Этот прибор ремонту обычно не подлежит. Его требуется менять.

Отсутствие хладагента в системе

Вентиляторы бытового кондиционера внутреннего и наружного блока вращаются с нормальной скоростью. Установки режима работы соответствуют функциям охлаждения, но при этом выходящий воздух не охлаждается.

Если все вышеописанные действия не принесли желаемого результата, скорее всего, имеет место неисправность, обусловленная недостатком или полным отсутствием хладагента.


Заправка кондиционера фреоном возможна своими руками, если есть навыки обращения с техникой, работающей под давлением, а также соответствующие аксессуары для заправки

Практически все бытовые кондиционеры заправляются хладоном R410A. Величина заправки хладагента в жидком виде может варьироваться в зависимости от модели, но обычно не превышает 1 кг.

Точное количество заправляемого хладона можно узнать по табличке наружного блока или в документации кондиционера. Однако чтобы заправить кондиционер своими руками, потребуются кое-какие специфичные аксессуары.

  • модуль манометрический,
  • шланги высокого давления,
  • штуцер переходник,
  • баллон с фреоном R410A.

Поэтому дозаправка, заправка хладагентом обычно выполняется профессиональным сервисом, несмотря на то, что заправка своими руками даёт троекратную экономию денег.

Отсутствие хладона можно констатировать по некоторым классическим признакам, выполнив несложный процесс диагностики:

  1. При включении кондиционера отследить, как происходит .
  2. Внимательно осмотреть штуцерные соединения трубок подачи и отсоса фреона.
  3. В рабочем состоянии кондиционера проконтролировать температуру воздуха на выходе вентилятора охлаждения конденсатора.

Если при включении кондиционера компрессор включается (можно определить по изменению звука) и, отработав 1-2 минуты — отключается, это уже косвенный признак отсутствия хладона.


Компрессор кондиционера традиционной сплит системы расположен обычно с правой стороны. Так выглядит вся конструкция наружного блока, когда с него сняты защитные панели

Также признаком утечки фреона является масляная плёнка на резьбовых штуцерах или на трубках в местах их входа в штуцер.

Если обнаружены такие масляные места и компрессор включается короткими циклами – это признаки того, что через штуцерные соединения.

Причиной может быть неплотная затяжка или, напротив, перетяжка, когда попросту лопается медная трубка в точке прижима.

Кондиционер универсальный не нагревает

Современные модели систем кондиционирования не только охлаждают воздух, но с не меньшим успехом нагревают его при переводе системы в режим нагрева. Обеспечивается нагрев за счёт технологии обратного цикла.

Между тем на практике отмечена нестабильность работы таких универсальных аппаратов в каждом из режимов. Обычная неисправность – нормальный процесс в режиме охлаждения и ненормальный в режиме нагрева. Либо наоборот.


Сброс лишнего фреона иногда помогает восстановить работоспособность универсального кондиционера в режиме нагрева. Но прежде желательно замерить давление в системе

Замечено: частой причиной неисправности, когда есть охлаждение, но нет нагрева, является несбалансированная заправка хладагентом.

Обычно техники сервисов заправляют кондиционер с оглядкой на параметры холода, оставляя при этом без внимания параметры нагрева.

Однако если в режиме охлаждения система вполне способна работать даже с учётом небольшого отхода от нормы заправки, то для режима нагрева такой отход уже критичен.

Поэтому вполне объясним результат устранения неисправности, когда простым сбросом излишне заправленного фреона удавалось запустить кондиционер в режиме нагрева. И после такой простой манипуляции аппарат исправно работал и в том и в другом режиме не один год.

Практика ремонта бытовых кондиционеров

Видеороликом ниже демонстрируются примеры из практики диагностики и ремонта бытовых кондиционеров. Своего рода наглядное пособие механика поможет получить больше информации по системам кондиционирования:

Если вы являетесь счастливым обладателем кондиционера, то данная статья поможет вам справиться с охватившей вас паникой, когда столкнетесь с тем, что ваш девайс не включился, особенно, когда этого ожидаешь при температуре на улице в +45°С.

Такая ситуация хоть и неприятная, но не безнадежная. Есть некоторые причины, при которых кондиционер отказывается включиться.

Специалисты выделяют некоторые из них:

    Нет электрического питания или кондиционер стоит в режиме off;

    Некорректно установлен таймер;

    Пульт дистанционно управления не работает;

    Электрическое питание кондиционера отключил сетевой автомат;

    Температура в помещении превышает показания аппарата и т.д.

Чего следует избегать в первую очередь!

Насколько бы не была неприятна ситуация, важно помнить одно правило - не доломать окончательно! Обязательно захочется постучать по блоку кондиционера или подергать за шнуры, что-то открутить или поклацать кнопкой пуска. Все эти действия никак не помогут, а наоборот, могут привести к значительным неисправностям.

За частую, проблему не запускающегося кондиционера можно решить простым и беззатратным способом, без вмешательства специалистов. Рассмотрим некоторые из них.

На что обратить внимание в первую очередь?

Уже перед покупкой девайса стоит узнать о кондиционерах побольше. Например, о принципе его работы, устройство и возможные трудности в эксплуатации.

К примеру, вот некоторые условия, соблюдение которых поможет длительно и бесперебойно использовать такую технику:

    Выбор типа кондиционера;

    Установка специалистом;

    Соблюдение условий использования, согласно техническому паспорту;

    Плановое сервисное обслуживание климатической техники.

Что делать, если кондиционер не включается?

Всегда бывают исключения из правил.

Рассмотрим некоторые такие ситуации, при которых кондиционер не включается.

1.Отсутствие электропитания.

Не нужно быть профессиональным электриком, чтобы определить - кондиционер обесточен. Тому есть ряд возможных причин:

    Отключена вилка кондиционера из розетки – включаем обратно;

    Выбило сетевой автомат – включаем его;

    Пробит кабель питания – необходимо заменить;

    Меняем батарейки в пульте ДУ – часто об этом просто забывают;

    Проблема во внутренней плате самого кондиционера – вызываем мастера.

2. Сработала защита кондиционера по ошибке

Каждый кондиционер имеет внутреннюю интеллектуальную защиту и систему диагностики. Такие защиты спасают «жизнь» аппарата или его «внутренние органы».

Как распознать, что ваш девайс завис на ошибке?

    На панели внутреннего блока мигают в определенном ритме индикаторы

    При попытки включения с пульта ДУ устройство подает характерный звуковой сигнал или начинается мигание индикаторов

    На панели блока высвечивается код ошибки, расшифровать который может помочь технический паспорт

Немного о кодах.

Код неисправности бывает разный, именно он помогает точнее определить неисправность кондиционера или укажет на определенную поломку какого-либо узла. Например, сработал датчик давления в холодильном контуре, перегрелся компрессор или произошло повышение потребляемого тока и т.д.

Примеры кодов:

3.Мешает включиться температура окружающей среды.

Согласно предоставленной инструкции по эксплуатации к вашей модели кондиционера вы можете прочитать, при каких условиях он будет работать. К примеру, если за окном мороз, то ваш кондиционер не запустит компрессор для охлаждения, ведь и так холодно. Может также не запуститься и на прогрев помещения, если на улице высокая влажность при температуре около 0.

В таком случае, возможно, вам понадобиться, т.с. доукомплектовать вашу модель кондиционера «зимним комплектом». Такой комплект поможет кондиционеру выполнять свою работу, даже если на улице будет -25.

4. Потек хладагент.

Данная проблема уже более серьезна, чем просто поменять батарейки в пульте ДУ. Но все же, есть подсказки, которые помогают определить, появилось ли протекание хладагента или нет.

Возможно, при работе кондиционера вы заметили, что он стал хуже охлаждать воздух или даже перестал запускаться в этом режиме. Это первый признак, что проблема с недостатком фреона. Если вы продолжите его эксплуатировать в этом режиме, при этом просто увеличивая температуру охлаждения, то есть большая вероятность, что компрессор перегреется и выйдет из строя.

Поэтому, не паникуйте, а осмотрите блок, на предмет масляных подтеков. Если обнаружили, то все стало ясно, хладагент потек. Даже если вы не обнаружили видимых доказательств протекания, советуем вызвать специалиста, который проведет всю необходимую диагностику.

Как говориться, лучше предупредить проблему, чем ее решать, дороже выходит. Так вам не придется менять компрессор, который стоит довольно дорого.

Немного о неисправном компрессоре.

Все, что сделано на заводе, может сломаться и компрессор вашего кондиционера не исключение. Печально, но факт. Его поломка, также может быть причиной не включения агрегата.

Определить, поломался или нет, поможет обычный мультиметр. Если вы понимаете, о чем идет речь, тогда несколько рекомендаций будут вам полезны. Если нет, можете пропустить и прочитать последний абзац)

Мультиметр выставляем на измерение сопротивления. Далее, отключив кондиционер от сети, находим компрессор, снимаем клеммы и проводим измерение сопротивления между выводами. В идеале, показания сопротивления между основной и пусковой обмотках должно быть равно сумме сопротивления каждой из обмоток и третьим выводом. Значение мультиметра может иметь погрешность +/- 2%, но если отклонение больше или прибор показал OL, то это значит, компрессор сломан и подлежит замене.

5. Плата управления.

Данная проблема встречается чаще обычных. Самое легкое и менее затратное – это перегорел предохранитель варистора. Большинство мастеров не берутся за ремонт таких плат, а стараются поставить новую, что конечно, проще, но дороже. Но можно обратиться в сервисный центр, который отремонтирует плату.

Конечно, вышеуказанные причины не все, есть и другие, но эти, самые распространенные. Если вам дороги ваши нервы и время, то лучше всего обратиться по гарантии, которая предоставляется к вашему кондиционеру. И помните, профилактика всегда дешевле, чем лечение! Это относиться ко всем видам приборов, а особенно к климатическому оборудованию.

Сами Вы, скорее всего, следующие неисправности не устраните, но хотя бы будете знать — в чем, собственно, дело. Да и лишний раз не дадите себя «развести» недобросовестным ремонтникам (буде такие попадутся).

Если кондиционер включается, но «не холодит»...

На внешний блок не поступает команда на включение компрессора: имеет место быть выход из строя электронной системы управления кондиционера — «платы управления». В большинстве случаев замена платы обойдется дешевле ремонта, но! Не на всякие модели кондиционеров есть запчасти. Отчасти этим объясняется желание многих климатических фирм работать с определенными брендами.

В этом случае — придется плату ремонтировать; не факт, что успешно — местные рынки электронных элементов не всегда готовы предложить равноценные эквиваленты продукции китайских товарищей. Поэтому многие сервисные центры «не берут» в ремонт платы управления.
Вот здесь в полный рост встает скользкий вопрос целесообразности приобретения экзотических брендов за смешные деньги. Хотя, в принципе, если за смешные-то деньги, можно и поменять…кондиционер (вместо платы). Только монтаж дороже обойдется.

Внутренний блок включается, реагирует на ПДУ, но воздух теплый, горячий и т. п., но не холодный

Если внешний блок в пределах досягаемости, послушайте — включился ли компрессор? Уличный фон не всегда позволит услышать именно гул компрессора, поэтому, сначала выключите кондиционер, затем включите — через 3-5 минут (иногда сразу) должен включиться компрессор.
Вы явно услышали шум компрессора, но внутренний блок «не холодит», обратите внимание на краны — место, куда подключены медные соединительные трубки («трасса»).

При утечке фреона, тонкая труба (нагнетание) будет обмерзать, причем слой льда порой достигает внушительных размеров.

Если признаков обмерзания нет, а компрессор работает, попробуйте дотянуться рукой до кранов (портов). Если их температура равна уличной, значит, фреон отсутствует, или произошло механическое повреждение компрессора (вызывайте мастера по ремонту кондиционеров).

Характерным признаком утечки фреона в 50% случаев будут служить потеки масла под кранами. К маслу быстро прилипает пыль и потеки видны издалека.

Иногда прибывший мастер может «дозаправить» блок. А вот «Daikin», например, очень болезненно реагирует на несоответствие количества фреона расчетному весу, то же касается вообще всех инверторных моделей, особенно на 410-м фреоне.

Ситуация с отсутствием фреона (не считая механических повреждений, нарушений герметичности контура в местах паек и т.п.) возможна в случае, если кондиционер работает несколько лет, сервисное обслуживание кондиционеров периодически не проводилось, естественная утечка превысила допустимые значения, кондиционер перестал холодить.

Строго говоря, понятия «дозаправить» в неавтомобильных кондиционерах не существует. Это в автомобильных кондиционерах имеются резиновые уплотнители, которые, если кондиционер длительное время не включался, не смазываются маслом, растрескиваются, происходит утечка (порой частичная) фреона. Отсюда и понятие «дозаправить» в автомобильных кондиционерах.

В сплит-системах же — соединения вальцовочные (и резьбовые, разумеется). При перепадах температур может наблюдаться естественная утечка, которая составляет порядка 40 г/год, такая утечка не может служить причиной того, что кондиционер сразу перестает холодить.

Т. о., наряду с естественным загрязнением теплообменников и дренажной системы, которые нужно регулярно чистить, необходимость периодического контроля наличия хладагента обуславливает и необходимость проведения периодического сервисного обслуживания кондиционеров.

В рассматриваемом выше случае, производя ремонт кондиционеров, мастер должен найти утечку, «эвакуировать» остатки фреона, отвакуумировать холодильный контур, произвести заправку контура по весу, учитывая протяженность трассы (количество и тип фреона указаны на внешнем блоке). Повторюсь, если фреона нет вообще (или очень мало), имеет место его утечка, которую необходимо найти, иначе через пару дней ремонт придется повторить.

Кстати говоря, исходя из вышесказанного, в большом количестве случаев, наличие и характер неисправности, или, наоборот, качественной работы кондиционера, опытный специалист может определить и без дорогих и красивых приборов. Для этого, как правило, достаточно проверить рукой температуру кранов (определяется разница температур портов всасывания и нагнетания).

Грамотный ремонтник может также, сделав пасс перед внешним блоком — этим он определяет температуру воздуха на выходе блока (съем тепла с конденсатора) — сказать: «Нормально холодит!».

И, наоборот, можно встретить обвешанного различным оборудованием «специалиста», который, воровато озираясь, подсоединяет манометрическую станцию к соседнему, нормально работающему кондиционеру, чтобы определить — а какое же давление должно быть в холодильном контуре?

Опять же, подсоединять манометр к порту без особых на то оснований не стоит. Особенно это касается оборудования, работающего на 410-м фреоне. Дело в том, что давление 410-го фреона в холодильном контуре достаточно высокое, и лишнее подключение к порту (там стоит обычный, очень похожий на автомобильный, ниппель, резина только маслостойкая) — гарантированно обеспечивает определенную утечку фреона. Еще и поэтому, если утечка фреона обнаружена в кондиционере, работающем на 410 фреоне, да еще и в инверторе, смело можно «сливать» остатки фреона, вакуумировать контур и аккуратно заправлять по весу.

Заправить по «давлению» (по показаниям манометра) может лишь опытный специалист, да и то, при наличии определенных условий, в основном температурных.

Так что, лучше не экспериментировать.

Прежде чем заправлять кондиционер, необходимо качественно очистить теплообменники. Иначе, при нарушенных параметрах теплосъема, холодильный контур будет работать не корректно, и ремонт кондиционера через непродолжительное время придется повторить.

Предостерегаем уважаемого пользователя, что распространены такие специалисты, которые заявляют: «у вас тут компрессор плохо работает, надо менять, у нас сейчас таких нет, завезут — позвоним, дайте денег за диагностику, спасибо, прощайте»… Вот такой «ремонт кондиционеров» «нам не нужен». В подавляющем большинстве случаев, компрессор или работает, или — нет. Как проверить? Самое элементарное и доступное.

Если внешний блок недоступен, откиньте на внутреннем переднюю панель, вытащите фильтр, положите ладонь на испаритель, включите кондиционер на холод. Подождите 3-5 минут, если температура испарителя понизится — компрессор однозначно жив. Просто — или теплообменники забиты напрочь, или с фреоном нелады.

В случае с оконным или мобильным кондиционером — приложите ухо к передней панели, включите кондиционер, если услышите посторонний шум (помимо шума вентилятора) — компрессор жив!

Кстати, в моноблоках случаи утечки фреона случаются реже в несколько раз — контур-то холодильный герметичен, если утечка и случилась, то либо в случае механического повреждения («вилы в бок»), либо заводской брак в месте пайки — большая редкость. Основная причина неисправности оконного кондиционера (который может стоять аж с советских времен) — полная забитость теплообменников пылью и грязью — еще один довод в пользу необходимости периодического сервисного обслуживания кондиционеров.

Повторюсь, каким бы пресловутое сервисное обслуживание кондиционеров не казалось дорогим и нежеланным, оно всегда дешевле и предпочтительнее ремонта. В том числе и потому, что сервисное обслуживание Вы сможете спланировать заранее, и заранее же сможете распределить временные и денежные ресурсы. Ремонт кондиционеров (точнее, его необходимость), в свою очередь, случается нежданно и незвано, и в какие выльется временные и денежные затраты — совсем непонятно.

Проследите, чтобы работники, выполняющие ремонт кондиционеров , при проверке работоспособности компрессора, «прозвонили» (омметром) обмотки двигателя (компрессора), мегомметром «на корпус».

Если ребята этого не умеют, гоните в шею и денег не давайте.

Если обмотки живы, компрессор должен, как минимум, гудеть. Так вот, если он «гудит», но кондиционер не холодит, нужно поочередно закрыть краны и проверить работу компрессора на всасывание и нагнетание (по показаниям манометра). Лишь после того, как ремонтник убедится, что или сгорели обмотки, или разрушена механическая часть компрессора — не сосет, или не нагнетает, лишь после этого компрессор стоит менять.

В некоторых случаях, после команды на включение компрессора раздается непродолжительный, повторяющийся с определенной периодичностью звук (2-3 сек), но компрессор не запускается. Не спешите хоронить компрессор, надо попробовать заменить пусковой конденсатор, или добавить пусковой емкости.

Возможно, в условиях высокой температуры воздуха и (или) сильной забитости пухом, пылью и т.п. теплообменника внешнего блока, давление фреона в холодильном контуре сильно повышено и насос (компрессор) просто не может «продавить» фреон, а если еще пониженное напряжение в сети…

Из вышесказанного легко сделать вывод, что приговор компрессору весьма часто выносится несколько опрометчиво. Ну а если компрессор все же вышел из строя?

Замена компрессора

Процедура довольно дорогостоящая.

Во-первых — весьма недешев сам компрессор. Стоимость оригинального компрессора приближается к стоимости наружного блока. Собственно замена компрессора довольно сложна — часто необходимо демонтировать внешний блок, эвакуировать фреон, выпаять старый компрессор, впаять новый, вновь монтировать внешний блок, вукуумировать трассу, заправить контур фреоном, произвести пуско-наладочные работы.

Поэтому, прежде, чем принять решение о замене, нужно хорошенько все взвесить.

Желательно определить причину выхода компрессора из строя. Дело в том, что, в зависимости от причины поломки, выход из строя компрессора может повлечь за собой выход из строя 4-хходового клапана, забитие «капилярки» (ТРВ). Замена каждого из указанных элементов стоит примерно столько же, как и замена компрессора (стоимость самой запчасти, конечно, меньше). Обычно такое случается при поломке компрессора из-за длительной работы без фреона. Холодильный контур работает таким образом, что компрессор всасывает холодный фреон, который его, в свою очередь, охлаждает.

Если при монтаже была допущена утечка, или кондиционер длительное время работал без обслуживания, «фреон ушел», вовремя это обнаружено не было, стали гореть обмотки компрессора, гарь от обмоток вместе со сгустками каленого масла забила капиллярку и 4-хходовой клапан.

Т. о., если кондиционер проработал, скажем, 4-5 лет, вместо выполнения ремонта кондиционера, целесообразней поменять весь кондиционер, нежели менять сначала компрессор, через неделю-две — 4-хходовой, еще через какое-то время — капиллярку. Вместо экономии получится... все наоборот.

В современное время очень трудно представить комфортный автомобиль без кондиционера. Эта опция доступна даже в самых бюджетных моделях. Нередко случается ситуация, что в самый нужный момент кондиционер не включается. Давайте рассмотрим типовые причины и методы устранения данной проблемы.

Почему так происходит?

Если кондиционер вдруг перестал работать или включаться, не стоит сразу же ехать на ближайшее СТО и платить за диагностику и ремонт. Можно проверить агрегат самостоятельно - многие неисправности устраняются своими руками. Если не включается кондиционер, специалисты рекомендуют проверить основные агрегаты. А чтобы понять, что проверить первым, необходимо знать некоторые причины и симптомы.

На самом деле причин, по которым может не включаться это устройство, всего три. Это неработающая кнопка запуска, плохой контакт или его отсутствие на компрессоре, а также малое количество хладагента. Это все, что следует проверить, если кондиционер не включается.

Проверяем кнопку и провода

Каждый автомобиль имеет какие-либо «детские» болезни и слабые места в электрике. Со временем эти места могут доставить владельцу серьезные проблемы. На многих авто можно наблюдать низкое качество пайки в блоке управления систем кондиционирования или климат-контролем. Нередко можно читать на профильных форумах, что от компрессора отвалились провода.

Говоря о кнопке включения, нужно заметить, что при нажатии на нее в ЭБУ приходит запрос о включении кондиционирования. Если в кнопке или ее цепи имеются какие-либо проблемы, то блок управления просто не узнает о желании владельца автомобиля создать в салоне комфортную температуру.

В этом случае можно лишь проверить разъемы на компрессоре и кнопку при помощи мультиметра. При исправной цепи и получении ЭБУ запроса блок не обязательно должен выполнить задачу. Поэтому, если все исправно, но кондиционер не включается, нужно копать глубже.

Недостаток хладагента

Если в системе не хватает фреона, тогда блок управления никогда не включит кондиционер, а точнее не запустит компрессор. Можно долго проверять его на исправность, но никакого толку от этого не будет. Своими руками здесь мало что можно сделать - специалисты рекомендуют обращаться к профессионалам по ремонту, диагностике и заправке данного оборудования. Многие автолюбители думают, что смогут заправить кондиционер своими руками - это заблуждение. Выполнить все по технологии в гаражных условиях не получится.

О самостоятельной заправке авто кондиционеров

Некоторые автомобилисты рассказывают о баллончиках с фреоном R134, а также о том, как с помощью этого продукта выполнить дозаправку. Советами этими пользоваться не стоит. Из этого не выйдет ничего хорошего, а самое худшее - гидроудар.

Есть только два типа заправки - жидкой фазой или же газообразной. Если баллон находится в верхней части, тогда заправка производится газовой фазой. Если баллончик находится в перевернутом положении, то фреон будет жидким.

Фазу в виде газа допускается закачивать в любые магистрали - и низкого, и высокого давления во время работающего компрессора. А вот жидкий фреон может безопасно поступать только в магистрали высокого давления. Если вспомнить, как устроен кондиционер, то компрессор сжимает газ, но не жидкость. Если подать перед компрессором жидкость, то он сломается.

Также необходимо помнить, что в кондиционере является важным не давление фреона, а вес. На табличке, расположенной под капотом, написан объем хладагента и масла в граммах, но в единицах измерения давления.

Для заправки лучше воспользоваться услугами профессионалов, которые при помощи специальной установки выполнят процедуру правильно и без вреда системе. Стоимость услуги - порядка 700-1000 рублей.

Если вышел из строя компрессор

Бывает так, что кнопка работает, количество хладагента достаточное, но устройство не хочет работать. Здесь скорее всего не включается компрессор кондиционера. Он может не работать из-за ослабленного или порванного приводного ремня. Также компрессор не будет включаться, если есть утечки хладагента. А вот причинами утечки могут быть различные дефекты на корпусе устройства, поломка магистрали, изношенная резиновая прокладка. Это основные причины, когда невозможно запустить компрессор кондиционера.

Первым делом проверяют состояние ремня. Важно, чтобы он был натянут. Если на ремне появились трещины, то это говорит о неисправности элемента. Такой привод нужно заменить. Если же с ремнем все в порядке, но на нем имеются мелкие повреждения, его следует заменить.

Далее рекомендуется тщательно осмотреть корпус агрегата. На нем не должно быть каких-либо потеков. Течь может масло, либо хладагент. Если видны потеки, это повод для серьезной проверки. Для более точной диагностики агрегат с автомобиля снимают. Дефекты в корпусе, через которые уходит хладагент, ремонту не поддаются. Прибор следует заменить на исправный. Специалисты заявляют, что современные автокондиционеры плохо поддаются ремонту, а большинство комплектующих и вовсе одноразовые.

Прочие неисправности

Есть и еще несколько причин, которые не всегда, но все-таки приводят к отказу компрессоров кондиционера. Рассмотрим их, хоть они и достаточно редкие.

Первая причина - это проблемы в электрической части. Практика ремонта и обслуживания автокондиционеров показывает, что чаще всего выходит из строя датчик давления. Задача его - отключать систему, когда в ней критический уровень давления. Если датчик вышел из строя, это может приводить к разным последствиям. Чаще всего разрывает магистраль. Это сопровождается паром из-под капота и приборной панели в салоне. Однако, датчик отказывает и тихо, без эффектов. Он просто «зависает» в положении, когда давление повышенное и в машине не включается кондиционер.

Довольно редкая, но все-таки существующая проблема - загрязненный конденсатор. Если он засорен, растет давление внутри системы. Датчик подает сигнал об отключении компрессора. Такая проблема будет видна не сразу, а лишь после нескольких минут работы системы кондиционирования. Лишь в самых сложных и запушенных случаях кондиционер не будет включаться. Эту проблему можно решить. В таком случае систему промывают и снимают конденсатор для очистки.

Отказ вентилятора

Если не включается вентилятор кондиционера, это еще одна из причин, по которой может не запускаться компрессор и сам кондиционер. Функция вентилятора - дополнительно охлаждать хладагент. Однако этот элемент есть не во всех кондиционерах, а поломка - довольно редкая. Симптомы - шум при работе либо полное отсутствие какого-либо вращения. Температура в салоне машины будет немного выше необходимой.

Среди причин можно выделить изношенные подшипники, нарушения в электрической части, механические дефекты и повреждения.

Электромагнитная муфта

Это еще одна причина, которая может провоцировать отказ кондиционера. Неисправность эта встречается довольно часто. Почему не включается муфта кондиционера? Она не работает по причине выхода из строя специального терморезистора, который расположен непосредственно в самой муфте. Специалисты в СТО меняют нерабочую деталь целиком. Однако, можно сэкономить и заменить резистор на медную жилку. Тогда можно снова наслаждаться комфортной температурой в салоне.

Заключение

Если не включается кондиционер, причины не нужно искать в испарителях, радиаторах, приводных ремнях. По этим причинам он может не охлаждать воздух, однако будет включаться и даже работать.

В большинстве случаев отказ включаться происходит из-за малого уровня хладагента. В такой ситуации нужно ехать на СТО, где можно профессионально и технологично заправить систему. Буквально за полчаса можно на несколько лет забыть о климатической системе. Можно и приобрести набор для заправки, но стоит он достаточно дорого.

Лучше всего вместо приобретения набора заняться профилактикой, а также предупреждением проблем. Так, зимой раз в неделю нужно включать систему на 5-10 минут. Так мы исключим появление конденсата и обеспечим смазку всем необходимым деталям. Периодически мойте радиаторы. Своевременная профилактика позволит сберечь серьезные суммы на ремонт и заправку кондиционера. И больше не придется думать, почему не включается кондиционер.