Работает датчик холостого хода ваз. Как проводится на ваз замена датчика холостого хода самостоятельно

19.10.2012

Датчик холостого хода (дхх), а правильнее называть «регулятор холостого хода» (рхх) на ваз 2114 и на других семействах самары предназначен для стабилизации и автоматической регулировки холостого хода. Датчик холостого хода представляет собой электродвигатель с конусной иглой.

Где находится Регулятор холостого хода (рхх)?

Датчик холостого хода расположен на корпусе дроссельного узла. Датчик холостого хода расположен рядом с датчиком положения дроссельной заслонки. ДХХ крепится двумя винтиками. Так же встречается, что датчик посажен на лак.

Фото датчика холостого хода (рхх)

Датчик холостого хода находится под номером 3. Рядом с номером 4

Принцип работы датчика холостого хода (рхх)

В момент, когда мы включаем зажигание, шток на регуляторе холостого хода полностью выдвигается и упирается в специальное калибровочное отверстие в дроссельном патрубке. После, датчик отсчитывает шаги и возвращает клапан в исходное положение. Положение исходного клапана зависит от прошивки: к примеру январь 5.1 – 120 шагов на прогретом двигателе, Bosch – примерно 50 шагов на прогретом двигателе.

На прогретом двигателе в момент регулировки датчик находится на отметке 30-50 шагов. С увеличением или уменьшением шагов, объём воздуха, проходящий через калибровочное отверстие, постоянно изменяется. При чём, если шток вытягивается – то шаги увеличиваются и наоборот. Ход штока составляет 250 шагов.

В момент покупки датчика холостого хода на ваз, расстояние от головки штока до фланца должно быть не более 23мм. Внимательно измерьте длину выступающей головки.

В двигатель поступает определённое количество воздуха, необходимое для нормальной работы двигателя, тем самым регулируя холостой ход.

Поступающий воздух анализируется датчиком массового расхода воздуха () и, в соответствии с его количеством, подаёт необходимое количество бензина в двигатель через топливные форсунки. По датчику положения коленчатого вала (), контроллер следит за количеством оборотов двигателя и управляет регулятором холостого хода. Именно так происходит процесс подачи нужного объёма воздуха.

На холодном двигателе контролёр повышает обороты за счёт Датчика холостого хода (рхх) и повыщает обороты двигателя при прогреве. Такой режим позволяет сразу начинать движения без прогрева.

Рекомендуется устанавливать датчик холостого хода от группы «омега» с номером 2112-114830. Так же неплохие РХХ 2112-1148300-04 «КЗТА». Стоит отметить, что при покупке нужно обращать внимание на конечную метку 04. Датчики выпускаются с метками 01 02 03 04, поэтому посмотрите на метку старого датчика и приобретайте такой же. Если вы поставите к примеру датчик с меткой 04 вместо 01 – датчик работать не будет. Допускается такая замена: 01 на 03, 02 на 04 и наоборот.

Признаки неисправности датчика холостого хода (рхх)

К сожалению регулятор холостого хода не оснащён системой самодиагностики, поэтому ни бортовой компьютер (), ни загорающийся чек эйндж не сообщит нам об этом. Но если у вас встречаются следующие проблемы, то датчик нужно проверить (), почистить () отремонтировать () или заменить () в случае неисправности.

  1. Глохнет на холостом ходу.
  2. Плавают обороты холостого хода.
  3. При запуске холодного двигателя отсутствуют повышенные обороты.
  4. Глохнет в момент снятия передачи на коробке.

В принципе все симптомы смерти РХХ схожи с симптомами . Но отличие в том, что при смерти ДПДЗ ошибку покажет бортовой компьютер или загорится чек эйндж.

Сколько стоит датчик холостого хода?

Купить датчик холостого хода на ваз вы можете в любом магазине автозапчастей вашего города. Стоимость датчика составляет порядка 350 рублей. Остерегайтесь подделок.

Из данной статьи вы узнаете, что такое регулятор холостого хода ВАЗ 2110. Это устройство, которое позволяет производить управление двигателем внутреннего сгорания при помощи микроконтроллерного блока. Конечно же, этот элемент может сломаться. Поэтому необходимо внимательно изучить его устройство, а также методы проведения диагностики. Обратите внимание на то, что при выходе из строя РХХ двигатель не сможет нормально функционировать. Но стоит рассказать обо всех деталях более подробно.

Общие сведения

Что делает РХХ?

Как было уже сказано выше, регулятор позволяет изменять подачу воздуха. Если вы знакомы с топливной системой автомобиля ВАЗ 2110, то знаете, что в ней смесь образуется в рампе. Там поддерживается определенное давление, которого достаточно для качественного впрыска бензиновой смеси в камеры сгорания. Довольно сложно произвести регулировку воздуха. Особенно при полностью закрытой заслонке дросселя. Обратите внимание на то, что именно при помощи регулятора холостого хода ВАЗ осуществляется прогрев двигателя до рабочей температуры. Ведь в инжекторных моторах нет рычага «подсоса». Следовательно, регулировка подачи воздуха осуществляется при помощи только лишь РХХ. Именно это и выполняет регулятор холостого хода ВАЗ 2110. Во время движения он не работает.

Как работает регулятор?

Во время включения зажигания происходит движение штока на регуляторе холостого хода. Он выдвигается до конца. При этом он упирается в специальное отверстие дроссельного узла. Затем происходит возврат штока в изначальное положение. При этом осуществляется калибровка регулятора. Когда двигатель работает, то уменьшение или увеличение числа шагов регулятора вызывает изменение объема воздуха, который проходит через это калибровочное отверстие. При этом в топливную рампу подается то количество воздуха, при котором может осуществляться нормальная работа двигателя на ХХ. Таким образом работает регулятор холостого хода ВАЗ 2110 и любого другого автомобиля. Очень маленькие размеры у этого устройства, он с легкостью может поместиться на ладони. В нём имеется три основных элемента. Во-первых, это шаговый электродвигатель. Во-вторых, это шток, на котором находится игла в форме конуса. В-третьих, это пружина, которая позволяет штуку возвращаться в исходное положение. Крепёж устройства осуществляется при помощи двух болтов.

Симптомы поломки РХХ

Стоит заметить, что регулятор холостого хода ВАЗ 2114 по принципу работы схож со всеми устройствами такого типа. Конечно, будет масса неприятностей, если вдруг регулятор холостого хода выйдет из строя либо начнет работать неправильно. Можно отметить такие симптомы, как спонтанное изменение числа оборотов коленчатого вала. Например, внезапно происходит набор оборотов либо же падение. Если вы заводите холодный двигатель, а при этом не повышаются обороты, то можно судить о том, что РХХ вышел из строя. Также стоит обратить внимание на то, что при включении фар или печки не должны снижаться холостые обороты. Также зачастую происходит остановка мотора, если вы осуществляете выключение передачи. Например, при переходе с одной на другую передачу или остановке.

Диагностика РХХ

Чтобы проверить регулятор холостого хода ВАЗ 2110, вам потребуется подготовить автомобиль к проведению ремонта. Первым делом следует отсоединить колодку, которой регулятор подключён к системе электроснабжения. После этого необходимо проверить, есть ли напряжение. В колодке имеется два провода, на которых должно присутствовать напряжение. Конечно же, делать это необходимо при включенном зажигании. Если напряжение слишком низкое, то причина скорее кроется в зарядке аккумуляторной батареи. Если же напряжения совсем нет, то ищите неисправность в электронном блоке управления либо же в цепи питания регулятора холостого хода. Далее необходимо проверить сопротивление между выводами непосредственно регулятора. В среднем это сопротивление должно быть 53 Ом. Затем можно демонтировать датчик, подключить его к соединительной колодке, а затем подать питание. При этом игла в форме конуса должна постепенно выдвигаться, а после достижения крайнего положения она обязана вернуться в исходную позицию. На автомобиле регулятор холостого хода диагностируется аналогично.

Что представляет собой датчик холостого хода ВАЗ 2114, для чего он нужен и какие неисправности наиболее часто встречаются, должен знать каждый владелец авто этой марки. Современный автомобиль - это совокупность множества датчиков, которые производят замеры различных параметров - положения коленчатого вала, скорости, давления в рампе и т. д. Все сигналы подаются на микроконтроллерный блок управления и обрабатываются. Согласно встроенному алгоритму, контроллер решает, что нужно предпринять: включить насос топлива или отключить его, подать напряжение на форсунки, регулятор холостого хода, либо прекратить запитку.

Что делает РХХ в системе?

Правильное название этого устройства - не датчик, а регулятор. Ведь, по определению, датчик - это измерительный прибор, который преобразует физическую величину в электрический сигнал. Но когда осуществляется замена датчика видно, что он ничего не измеряет. Это обычный шаговый электродвигатель. Он приводит в движение небольшую иглу, которая перекрывает подачу воздуха или открывает ее.

Допустим, вы включили зажигание. В этот момент подается напряжение на обмотку РХХ. начинает вращаться, шток достигает крайнего положения и возвращается в исходное состояние. Это начальная, предпусковая, калибровка - она производится всегда, как только включается зажигание. Когда проводится запуск двигателя, шток регулятора полностью выдвинут, канал для прохождения воздуха закрыт. Минимальное необходимое количество воздуха проходит через байпасный канал. При открывании происходит подача воздуха в гораздо большем количестве, датчик холостого хода ВАЗ 2114 из контура подачи воздуха исключается.

ЭБУ автомобиля

Вы замечали, как работает непрогретый инжекторный двигатель зимой? Постоянно поддерживается определенная частота вращения коленвала. Это происходит только лишь благодаря Он открывает и закрывает байпасный канал, регулируя тем самым качество топливной смеси. Точно так же работает рычаг «подсоса» в карбюраторных двигателях. При эксплуатации автомобиля могут появиться следующие ошибки, виновником которых является РХХ:

  1. 0507 - чрезмерно высокая частота вращения коленвала на ХХ.
  2. 0506 - чрезмерно низкая частота вращения коленвала на ХХ.
  3. 0505 - поломка РХХ.

При этом во время переключения скоростей двигатель может глохнуть. Снижается частота вращения коленвала при включении дополнительного оборудования - явный признак выхода из строя регулятора.

Замена РХХ своими руками

Чтобы его заменить, нужно знать, где стоит датчик холостого хода на автомобиле ВАЗ 2114. А найти его можно в районе дроссельного узла: именно там производится установка этого устройства. Для замены вам потребуется один инструмент - крестовая отвертка. Выкручиваете два болта, которыми крепится корпус РХХ к дроссельному узлу. Аккуратно вынимаете его и отсоединяете штекер. Желательно перед установкой нового регулятора убедиться в том, что старый пришел в негодность. Также полезно будет провести очистку каналов, для этой цели приобретите специальный спрей. Устанавливается датчик холостого хода ВАЗ 2114 в обратном порядке.

Диагностика поломок

Чтобы убедиться в том, что регулятор холостого хода не подлежит восстановлению, необходимо провести пару процедур. Во-первых, мультиметром проверьте сопротивление обмоток. Если имеется обрыв, то это сразу станет ясно. Во-вторых, снимите регулятор и подключите к нему штекер. Аккуратно придерживайте шток пальцем, но не нажимайте. Когда включите зажигание, датчик холостого хода ВАЗ 2114 начнет работать. Шток приведется в движение и остановится в определенном положении. После выключения зажигания он полностью выдвигается (если бы он был на автомобиле, байпасный канал полностью оказался бы закрыт).

Один из основных элементов электрооборудования – это регулятор холостого хода ВАЗ 2110. Несложное устройство, позволяющее управлять двигателем посредством блока на микроконтроллерах. К сожалению, надежность у всех элементов своя, даже РХХ спустя какое-то время может прийти в негодность.

Чтобы точно определить, что пришел в негодность именно регулятор холостого хода, а не какой-либо иной датчик системы управления, вам потребуется узнать о том, какое у него основное назначение, а также его конструкцию. Если сказать в общем, то функционирование двигателя внутреннего сгорания нарушается, если выходит из строя РХХ.

Конструкция и назначение

Регулятор холостого хода – это механизм, который позволяет изменять количество воздуха, подаваемого в систему впрыска топлива. По конструкции он представляет собой небольшой электрический двигатель шагового типа, управление его работой осуществляется от электронного блока. Неверно многие называют РХХ датчиком.

Обратите внимание на то, что это электрический двигатель, а двигатели по сути своей не могут быть датчиками, так как они ничего не измеряют. Это исполнительный механизм, при помощи которого регулируется работа ДВС в режиме холостых оборотов. Довольно часто выявление поломки РХХ является невозможным, либо усложняется.

Максимально точно можно сказать, что виноват в неверной работе мотора именно РХХ, можно лишь в том случае, если провести компьютерную диагностику. Более дорогой способ – это использование метода исключения. Но проблема в том, что в этом случае вам необходимо иметь как минимум несколько элементов системы управления двигателем внутреннего сгорания, причем заведомо исправных.

На автомобиле ВАЗ 2110 самодиагностическая система не контролирует сбои при работе РХХ. Поэтому двигатель будет работать неустойчиво, глохнуть, а устрашающая лампочка «Check Engine» не загорится. В этом случае реальный выход из сложившейся ситуации – это установить новый регулятор холостого хода, чтобы опробовать работу мотора.

Обратите внимание на конструкцию топливной системы автомобилей ВАЗ 2110, а также других инжекторных. Образование смеси топлива происходит в рампе, в которой давление постоянное. Она необходимо для того чтобы топливовоздушная смесь максимально качественно поступила в камеры сгорания. При регулировке подачи воздуха возникают некоторые трудности. И очень сложно это сделать, если дроссельная заслонка полностью закрыта.

Работа РХХ

На инжекторных автомобилях нет подсоса, который необходим для запуска автомобиля зимой. Его функции выполняет регулятор холостого хода ВАЗ 2110. Это устройство открывает и закрывает канал подачи воздуха. Именно с его помощью осуществляется прогрев мотора.

Когда вы включаете зажигание, начинается движение штока, он перемещается от одного крайнего положения до другого. В дроссельном узле имеется небольшое отверстие, в которое упирается игла регулятора. После остановки штока начинается его возврат. Это предпусковая калибровка механизма.

При работе двигателя необходимо подавать различное количество воздуха, в зависимости от многих параметров. Регулятор холостого хода ВАЗ 2110, как, впрочем, и на остальных автомобилях с инжекторными двигателями, функционирует только в режиме ХХ. При открытии дроссельной заслонки он отключается и изменяется схема работы топливной системы.

Основа механизма – это электродвигатель шагового типа. На нем устанавливается шток в виде иглы, которая имеет коническую форму. Для возврата штока в исходное положение имеется пружина. Крепление регулятора холостого хода ВАЗ 2114, а также аналогичных моделей автомобилей, производится двумя болтами.

Поломки регулятора холостого хода

Не стоит переживать, если вышел из строя РХХ. Цена этого механизма относительно небольшая, ремонт и диагностику можно выполнить даже самостоятельно. Например, при выходе из строя этого узла происходит увеличение или уменьшение оборотов коленвала двигателя. При запуске холодного мотора не происходит привычного повышения частоты вращения коленвала.

Уже только по этому признаку можно говорить, что РХХ пришел в негодность. Обратите внимание на то, что инжекторные и карбюраторные двигатели очень сильно отличаются. Если вы включите дальний свет фар, печку, обогрев заднего стекла, то частота вращения двигателя снизиться не должна. Один из основных симптомов – это остановка двигателя при выключении передачи.

Совершить диагностика регулятора холостого хода ВАЗ 2110 можно своими руками. Отключите колодку, при помощи которой произведено соединение с системой управления. Первым делом включите зажигание и проверьте, есть ли напряжение на разъеме. Всего на двух проводах должно быть напряжение. Если его нет, то потребуется искать поломку либо в ЭБУ, либо же в проводах. Затем приступаете к замерам на самом регуляторе.

Сопротивление его обмоток должно быть около 50-ти Ом. Если все в порядке, то выкручиваете два болта, выключаете зажигание, производите подключение к колодке питания и включаете зажигание. Коническая игла на регуляторе холостого хода ВАЗ 2115 и подобных моделей должна полностью выдвинуться. Достигнув крайнего положения, она медленно возвращается в исходное состояние. Именно это и является первоначальной калибровкой перед запуском. Если такого движения не происходит, то РХХ неисправен.

Регулятор холостого хода является важным устройством современного автомобиля, отвечающим за стабильную работу двигателя на минимальных оборотах. Неисправность данного устройства проявляется в плавающем числе оборотов двигателя и его частыми остановками. Своевременный контроль состояния регулятора холостого хода обеспечит Вам надежную работу автомобиля.

Для нормального функционирования автомобиля нужна слаженная работа всех его устройств, поскольку выход из строя даже какой-либо единичной детали ведет к последующей каскадной разбалансировке всей системы и может впоследствии привести к серьезной аварии.

Назначение и конструкция регулятора холостого хода ВАЗ

Неисправность регулятора холостого хода не позволит автомобилю полноценно продолжать движение. При нормальной штатной работе двигатель глохнет только после выключения зажигания водителем с помощью ключа. В случае остановки автомобиля при включенном моторе он должен продолжать работать на минимальных оборотах, или, как принято говорить, на холостом ходу. Именно регулятор холостого хода и обеспечивает стабильные обороты двигателя во время стоянки, поэтому его неисправность будет приводить к тому, что автомобиль будет глохнуть, как только будет отпускаться педаль газа.

Регулятор холостого хода располагается на дроссельной заслонке рядом с датчиком положения. Корпус регулятора имеет цилиндрическую форму с крепежным фланцем, прилегающим к телу дроссельной заслонки и фиксирующийся с помощью двух или трех винтов в зависимости от модификации. В передней части устройства расположен шток, с помощью которого и происходит регулирование работы мотора. В задней части корпуса оборудованы электрические разъемы, посредством которых электронный блок управления контролирует и руководит регулятором. Число оборотов двигателя задается электронной системой автоматически и меняется в зависимости от условий работы силового агрегата.

Принцип действия регулятора холостого хода ВАЗ

В техническую задачу регулятора холостого хода входит изменение площади сечения канала дополнительной подкачки воздуха без участия дроссельной заслонки, что приводит к изменению частоты вращения коленвала на холостом ходу. Поступательное движение регулирующей иглы достигается путем преобразования вращения якоря с помощью червячной передачи. При перекрытии канала доступ воздуха уменьшается, и обороты снижаются, при обратном движении штока происходит обратный процесс. Всего движение штока рассчитано на 250 шагов. Нулевой шаг или исходная позиция соответствует полностью выдвинутой игле и перекрытому отверстию. В зависимости от степени прогрева двигателя и его стабильной работы электронный контроллер регулирует количество шагов, обеспечивая надежную работу при любых условиях. Вручную влиять на работу регулятора холостого хода невозможно, программа управления закладывается в контроллер при производстве и может быть перепрошита только в специализированных мастерских.

Регулятор холостого хода отвечает только за объем подаваемого воздуха, предельное количество которого в дальнейшем контролирует датчик расхода воздуха, управляющий также подачей в двигатель соответствующего количества бензина.

Признаки неисправности регулятора

Регулятор ВАЗа не оборудуется системой самодиагностики, поэтому бортовой компьютер не может отследить неисправность в случае ее возникновения. Несмотря на неполадку на приборной панели не загорится предупреждающий сигнал о неисправности двигателя, поэтому аварию регулятора можно определить только по косвенным признакам.

При поломке регулятора симптомы поведения двигателя автомобиля следующие:

  • Глохнет мотор, холостые обороты не держатся;
  • Обороты двигателя «плавают», то есть, самопроизвольно увеличиваются и уменьшаются;
  • При запуске «на холодную» отсутствуют высокие обороты первичного прогревания;
  • При снятии или переключении передач на КПП двигатель глохнет.

Если при работе двигателя есть подобные симптомы и при этом не горит лампочка «CHECK ENGINE», то с большой вероятностью можно утверждать, что существует неисправность в регуляторе холостого хода.

К сожалению, без снятия самого устройства невозможно определить, насколько серьезна поломка, и обойдется ли все мелким ремонтом, чисткой регулятора или придется приобретать полностью новый механизм.

На сайте представлены образцы регуляторов холостого хода ВАЗ от нескольких как отечественных, так и иностранных производителей. Вариативность цены представленных товаров позволит Вам подобрать регулятор, идеально подходящий по соотношению цена-качество.


Другие статьи

15 Июля

Теплое время года, особенно весна и лето — это сезон велосипедов, прогулок на природе и семейного отдыха. В интернет-магазине сайт вы найдете всё, чтобы сделать свой отдых приятным и полезным.

30 Апреля

Майские праздники — это первые по-настоящему теплые выходные, которые можно с пользой провести на природе в кругу семьи и близких друзей! Сделать досуг на свежем воздухе максимально комфортным поможет ассортимент продукции интернет-магазина AvtoALL.

29 Апреля

Трудно найти ребенка, которому не нравились бы активные игры на улице, и каждый ребенок с самого мечтает об одной вещи — велосипеде. Выбор детских велосипедов — ответственная задача, от решения которой зависит радость и здоровье ребенка. Типы, особенности и выбор детского велосипеда — тема этой статьи.

28 Апреля

Теплое время года, особенно весна и лето — это сезон велосипедов, прогулок на природе и семейного отдыха. Но велосипед будет комфортным и принесет удовольствие только в том случае, если он подобран правильно. О выборе и особенностях покупки велосипеда для взрослых (мужчин и женщин) читайте в статье.

4 Апреля

Шведский инструмент Husqvarna известен во всем мире, он является символом настоящего качества и надежности. Среди прочего под этим брендом выпускаются и бензопилы — все о пилах Husqvarna, их актуальном модельном ряду, особенностях и характеристиках, а также о вопросе выбора читайте в данной статье.

11 Февраля

Отопители и предпусковые подогреватели немецкой компании Eberspächer — известные во всем мире устройства, повышающие комфорт и безопасность зимней эксплуатации техники. О продукции данного бренда, ее типах и основных характеристиках, а также о подборе отопителей и подогревателей — читайте в статье.

13 Декабря 2018

Многие взрослые не любят зиму, считая ее холодным, депрессивным временем года. Однако дети совсем другого мнения. Для них зима — это возможность поваляться в снегу, покататься на горках, т.е. весело провести время. И одним из лучших помощников для детей в их нескучном времяпровождении - это, например, всевозможные санки. Ассортимент рынка детских санок очень обширен. Рассмотрим некоторые виды из них.