Ремонт автомобиля страховщиком более 2 месяцев. Выплаты по осаго заменили ремонтом

С 01.09.2014 начала действовать ещё одна поправка к Закону об ОСАГО. Теперь автовладелец, пострадавший в ДТП, может выбрать способ компенсации ущерба: выплату деньгами или ремонт на подконтрольной страховщику СТОА. Впрочем это совсем не уникальное для «автогражданки» новшество.

Росгосстрах подобные взаимоотношения с клиентами практикует уже более двух лет. А поскольку 60% всех договоров ОСАГО оформляет именно этот страховщик, большое количество водителей уже познали на собственном опыте все особенности данного способа возмещения убытков. Проанализируем комментарии по этому поводу, почерпнутые из отзывов о Росгосстрахе .

Каким образом ремонт является альтернативой денежной выплате

Автовладелец обращается за выплатой по полису ОСАГО и соглашается с предложением компании на компенсацию в форме ремонта. После этого СК предлагает на выбор несколько автомастерских (или, в зависимости от обстоятельств, места жительства и прочих параметров, предлагает одну-единственную СТОА). Клиент принимает оптимальное для себя решение и получает направление на ремонт. Страховщик перечисляет деньги на счет организации.

Ответственность за сроки и качество выполнения работ несет уже автосервис. Без надлежащего качества можно не подписывать акт приема-сдачи, а в случае задержки с ремонтом потребовать от СТОА выплатить неустойку.

Общее между денежной выплатой и ремонтом по ОСАГО

Учет износа . Экспертиза страховой компании, оценивая размер ущерба, как и полагается по правилам ОСАГО , обязательно учтет износ заменяемых деталей. Отличие будет лишь в том, что в одном случае сумму, равную размеру износа, недополучит клиент, а в другом – автосервис. Разумеется, последний обязательно потребует автовладельца доплатить разницу, чтобы заменить поврежденные детали на новые. Другой вариант – автовладельцу будет предложено разыскать бывшие в употреблении запчасти с аналогичной степенью износа, что, по сути, является задачей нереальной.

Возможность для СК занизить убыток. СТОА производит ремонт на основании собственной калькуляции, либо по расчетам от страховой компании. Учет износа на заменяемые детали дает возможность маневра в этом плане и тем, и другим. Например, автовладелец перед самым ДТП заменил часть деталей на новые, а износ по ним считают в соответствие с возрастом авто. Кстати именно поэтому всегда нужно сохранять чеки на работы по замене старых деталей, чтобы при необходимости документально подтвердить свою правоту. При оценке также могут неверно определить, когда были получены те или иные повреждения (до аварии или в результате нее).

Одним словом, даже используя единую методику, разные эксперты, легко могут насчитать совершенно разные суммы.

Например, реальный ущерб составил 50 000 рублей, а страховщик насчитал к выплате 25 000. И неважно, кому он должен перечислять средства: на карточку клиента или в бухгалтерию СТОА. Главное, что приведение автомобиля в то состояние, каким он было до аварии, потребует в два раза больших вложений. Очевидно, что если клиент выберет натуральный способ выплаты, автомастерская потребует внести недостающие 25 000 рублей. А возмущенному низкой оценкой убытка автовладельцу традиционно придется искать справедливости в суде.

Когда лучше деньги, чем направление на СТОА

  • Хорошо, если на СТОА проинформируют клиента о том, что не в состоянии сделать нормальный ремонт за ту сумму, которую определил страховщик. «Плохой» автосервис может и не беспокоить клиента по этому поводу, а просто «слепить из того, что есть» или, к примеру, не обратить внимания на внутренние повреждения. При дальнейшей эксплуатации все недочеты вскроются, но будет уже поздно.
  • В списке дружественных страховой компании автосервисов может не оказаться такого, который будет удовлетворять конкретным запросам потерпевшего: близость к дому или месту работы, хорошая репутация, добросовестные мастера и т.д.
  • Не факт, что окажется возможным систематически контролировать процесс выполнения восстановительных работ, беспрепятственно общаться с мастерами и получать честную информацию.

В каком случае можно выбрать ремонт

Идея возмещение убытков по ОСАГО с помощью ремонта давно реализована в страховании КАСКО . Причем абсолютное большинство автовладельцев предпочитают выбирать именно ремонт на СТОА по выбору страховой компании. Это, действительно, удобно! Не надо тратить драгоценные время и нервы на всевозможные поиски, просто «сдал металлолом – забрал ласточку». Правда, нельзя сравнивать высокодоходное КАСКО с убыточной «автогражданкой». Тем не менее, в определенной ситуации выбрать ремонт по ОСАГО будет удобнее, чем соглашаться на денежную выплату. К примеру, когда не требуется менять запчасти, (а значит, исключена возможность манипуляции с износом), и речь идет лишь о кузовных работах. Особенно, если предложенный автосервис зарекомендовал себя вполне прилично. А в случае же некачественного выполнения работ, можно будет не подписывать акт приема-сдачи, пока претензии в полной мере не устранят.

К сожалению, пока в «автогражданке» не наведут порядок, автовладельцы часто будут оказываться в ситуации: «куда ни кинь - всюду клин». Со страховой компанией придется бороться по поводу денег, с автосервисом – по вопросам качества. С нетерпением ждем изменений.

С конца апреля 2017 года вступили в силу изменения в сфере страхования ответственности автомобилистов. Особо важные нововведения коснулись порядка возмещения ущерба. Теперь водители, купившие полиса после 28 апреля, не смогут получать денежные выплаты. На договоры, заключенные до указанной даты изменения не распространяются. И при их участии в ДТП будут применяться старые правила.

○ Право выбора ремонта или выплаты.

Законом установлено право водителя, невиновного в ДТП, выбирать вид страхового возмещения.

П. 15 ст. 12 Закона об ОСАГО:

  • «...страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству, может осуществляться по выбору потерпевшего: путем организации и оплаты восстановительного ремонта; путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего.»

Относительно легкового транспорта граждан России, который зарегистрирован в стране, действует за некоторыми исключениями иное условие:

Ст. 15.3 Закона об ОСАГО:

  • «...страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).»

Пока за большинством водителей сохраняется возможность выбора, следует понять, какой именно вариант возмещения выгоден автомобилисту, а не страховой компании. Введение ремонта как варианта возмещения сделано с большим заделом на будущее. Процесс реформирования этой сферы еще не завершен, поэтому говорить о каких-то серьезных преимуществах пока не приходится. К очевидным плюсам ремонта на СТО страховой компании можно отнести:

  • Избавление от самостоятельного поиска сервиса.
  • Не нужно выторговывать у страховой дополнительные рубли (нередко даже в суде).
  • После ремонта предоставляются все гарантии качества.

Между тем, пока этот процесс полностью не отлажен, соглашаться на такой вариант можно, если требуется незначительный ремонт. К примеру, если затронут только кузов, или внешние элементы, а в списке СТО, предлагаемых страховщиком, есть достойные представители своей профессии. В остальных случаях ремонт может обернуться еще большими проблемами.

○ Изменения в 2017 году:

Основное нововведение заключается в том, что денежная компенсация заменена ремонтом. В некоторых случаях все же будет выплачиваться компенсация, но таких немного.

✔ Правила для договоров ОСАГО до 28.04.2017.

До введения изменений возможность выбора типа возмещения (деньги или ремонт) сохранялась за всеми автомобилистами, попавшими в ДТП и невиновными в произошедшем.

✔ Правила для договоров ОСАГО после 28.04.2017.

Установлено, что выбирать страховое возмещение могут все, кроме граждан России, имеющих легковой автомобиль, зарегистрированный в РФ.

Нововведения не затрагивают тех, кто купил полис до 28 апреля 2017 года. Поэтому если они по старому полису попадают в ДТП, то также смогут выбрать вид возмещения.

✔ Когда страховая обязана выдать денежную выплату по новому закону.

Выплата будет произведена в случаях:

  • Полной гибели автомобиля.
  • Смерти пострадавшего.
  • Причинения пострадавшему вреда, тяжкого или средней тяжести.
  • Если пострадавший является инвалидом.
  • Если ни одна из СТО не имеет оборудования, необходимого для выполнения ремонтных работ.
  • Если страховщик не может организовать проведение ремонта.
  • При наличии письменной договоренности со страховой компанией.

Во всех перечисленных ситуациях ремонт автомобиля невозможен: страховая компания должна выплатить автовладельцу денежные средства.

✔ Учет износа запасных частей при восстановительном ремонте.

Расходы на запасные части высчитываются в соответствии с уровнем износа. Он определяется экспертами при осуществлении осмотра автомобиля и подготовке заключения. Максимальный уровень износа определен в 50%.

✔ Возможность выбора автосервиса при покупке ОСАГО.

После вступления в силу новых правил перед покупкой полиса рекомендуется изучать перечень сервисов, с которыми работают разные страховые компании. Они есть на сайтах страховщиков.

Также следует обратить внимание на качество выполняемых работ, отзывы, популярность этих сервисов у автомобилистов.

Только после выбора потенциальной СТО для возможного ремонта можно заключать договор страхования.

○ Как оформить ремонт по ОСАГО.

При возникновении страхового случая в течение 5 дней нужно представить в страховую компанию следующие документы:

  1. Извещение о ДТП.
  2. Справку о ДТП.
  3. Постановление, определяющее виновника.

Страховщик принимает заявление водителя, рассматривает его и признает случай страховым. Оценщик проводит осмотр автомобиля и определяет стоимость ремонта.

После этого автовладелец решает, какая СТО будет заниматься ремонтом, а страховая готовит соглашение. В нем указываются сроки выполнения работ, перечень действий и стоимость. Соглашение подписывается всеми: страховой, владельцем авто и СТО.

Далее автомобилисту выдают направление на ремонт, который должен быть произведен в определенные сроки. Далее следуют непосредственно ремонтные работы. Однако владелец автомобиля не может контролировать рабочих СТО, все вопросы решаются через страховую.

○ Кто производит ремонт?

  • Марки и года выпуска автомобилей, которые обслуживаются на каждой СТО.
  • Сроки выполнения ремонта (примерные).
  • Подтверждение соответствия СТО требованиям к организации и проведению ремонта.

При обращении с заявлением о страховом случае страховая компания также должна предоставить автомобилисту полный список организаций, проводящих ремонт.

Помимо этих СТО, автомобилист может отремонтировать свой автомобиль:

  1. У официального дилера, который сотрудничает со страховой компанией.
  2. На сервисе, принадлежащем страховой (не все страховые компании имеют подобные сервисы).
  3. В СТО, выбранной самостоятельно (этот вариант практически невозможен, поскольку требует наличия соглашения со страховщиком).

Таким образом, выбор СТО, которая будет производить ремонт автомобиля, остается за автомобилистом.

При направлении на ремонт по ОСАГО с 2017 года страховщик обязан соблюдать сроки выдачи направления на ремонт, срок ремонта (изменения вступают в силу с 28.04.2017).

СТО, с которыми заключаются договоры страховщиком должны соответствовать требованиям закона, и сведения о них должны быть размещены на сайте страховщика, в том числе ориентировочные сроки ремонта, марки машин, которые ремонтирует данное СТО, сведения о соответствии СТО требованиям закона. Потерпевший вправе ознакомиться заранее с вариантами предложений и выбрать.

Неустойка при несоблюдении сроков.

Требования к направлению на ремонт по ОСАГО

Права потерпевших при ремонте по ОСАГО с 2017.

Гарантия на работы СТО.

_________________________________________________________________________

В каком порядке выдается направление на ремонт автомобиля по ОСАГО 2017?

Потерпевший обязан предъявить поврежденное ТС на осмотр страховщику, который в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении со всеми необходимыми документами, обязан осмотреть ТС и /или организовать экспертизу. После проведения осмотра (экспертизы) страховщик выдает направление на ремонт по ОСАГО и оплачивает стоимость ремонта СТО. Размер оплаты определяется в соответствии с единой методикой.

Направление на ремонт по ОСАГО должно быть выдано в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных) со дня принятия заявления о страховом возмещении с приложением всех документов в случае ремонта на СТО, с которой у страховщика заключен договор (п. 15.2, 21 ст. 12 Закона об ОСАГО)

Если направление на ремонт по ОСАГО выдается на основании п. 15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО (СТО, с которой нет договора, по соглашению между страховщиком и потерпевшим), то направление должно быть выдано в течение 30 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных)

Неустойка при несоблюдении сроков выдачи направления и сроков ремонта автомобиля по ОСАГО с 2017

При просрочке выдачи направления на ремонт по ОСАГО страховщик уплачивает неустойку в размере 1 % от суммы страхового возмещения.

За нарушение сроков ремонта неустойка составляет 0,5 % от суммы страхового возмещения (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Требования к направлению на ремонт по ОСАГО.

В направлении на ремонт по ОСАГО указываются

— сведения о потерпевшем, договоре ОСАГО, ТС;

Наименование и место нахождения СТО;

— срок ремонта;

возможный размер доплаты, который будет вноситься потерпевшим в связи с установкой новых деталей (износ). Однако это положение не касается физических лиц (граждан) , собственников легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ.

Требования к СТО при ремонте по ОСАГО.

Срок ремонта по ОСАГО с 2017 не более 30 рабочих дней со дня предоставления ТС на СТО или со дня передачи страховщику для транспортировки на СТО.

Удаленность СТО от места ДТП или места проживания потерпевшего не должна превышать 50 км. Если страховщик организует транспортировку до места проведения ремонта и обратно и /или оплачивает ее, то удаленность может быть и больше.

ТС с года выпуска которых прошло менее 2-х лет должны ремонтироваться СТО, которая осуществляет сервисное обслуживание таких ТС от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем (импортером).

Если ни одна из СТО не соответствует вышеуказанным требованиям в отношении конкретного потерпевшего, то он имеет право получить выплату деньгами или согласиться на предложенную страховщиком СТО.

Например, СТО находится в 100 км. от места ДТП, и страховщик не оплачивает, и не организует транспортировку, в этом случае право потерпевшего согласиться на ремонт или нет, страховщик не имеет права диктовать условия.

Права потерпевших при ремонте по ОСАГО с 2017

Потерпевший вправе самостоятельно организовать ремонт ТС в рамках ОСАГО на СТО, с которой у страховщика нет договора, только с письменного согласия страховщика (п. 15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО). В этом случае выдается направление на ремонт по ОСАГО, и страховщик оплачивает проведенный ремонт. Потерпевший в заявлении о страховом возмещении указывает полное наименование СТО, адрес и реквизиты для оплаты.

Изменение объема работ, сроков ремонта по ОСАГО, условий ремонта без согласования с потерпевшим не допускается. Соглашение по данным вопросам должно быть достигнуто между страховщиком, СТО и потерпевшим.

Урегулирование вопросов, связанных со скрытыми повреждениями, определяется СТО по согласованию со страховщиком и потерпевшим. Этот порядок должен быть зафиксирован в документе, например, в направлении, который выдается потерпевшему при приеме ТС в ремонт.

При ремонте легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ, собственниками которых являются физические лица (граждане) не допускается установка бывших в употреблении или восстановленных деталей, если согласно единой методике требуется замена комплектующих. Однако страховщик и потерпевший могут соглашением установить иное, например, замену на б/у.

Если автомобиль отремонтирован некачественно, нарушены сроки ремонта или порядок ремонта (например, объем работ, поставлены б/у детали и т.п.), то ответственность несет страховщик и все претензии нужно предъявлять ему (п. 17 ст. 12 и ст. 16.1 Закона об ОСАГО)

Гарантия на работы СТО

Гарантия на работы при ремонте по ОСАГО не может менее 6 мес., а на кузовные работы и работы, связанные с использование лакокрасочных материалов не может быть мене 12 мес.

Судебное дело. на возмещение вреда в связи с потерей кормильца.

РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ ПО ОСАГО БЕЗ ДЕНЕГ

Ремонт по ОСАГО в Москве Вы можете качественно и без доплат выполнить в автосервисах «Профессионал». Согласитесь со мной, что очень неприятно оказаться с разбитым автомобилем, да еще и доплачивать немалую стоимость за ремонт. Не расстраивайтесь, по некоторым страховым компаниям Вы можете получить направление на нашу станцию (предварительно позвоните нам и уточните название юр. лица, с которым у нас заключен договор со страховой). Если Вы решите получить деньгами , то Вам будет предоставлен полный комплекс сопроводительной помощи, начиная от консультаций по телефону и заканчивая независимой экспертизой с юридической поддержкой. Как правило, 90% клиентов, которые доверили нам урегулировать и сделать ремонт по ОСАГО после ДТП, остаются довольными как ремонтом, так и выплатой.

Штатная ситуация, когда в Вас врезается пьяный водитель, который ни за что не хочет отвечать. Владелец данного внедорожника позвонил в "Профессионал" непосредственно с места аварии. Мы помогли ему правильно урегулировать все вопросы с документами, получить максимальную выплату от страховой компании, а так же получили доплату с виновного водителя. Клиент выписал нам доверенность и наш юридический отдел под ключ урегулировал все вопросы с выплатами. Затем мы на стапеле восстановили геометрию кузова, заменили и окрасили поврежденные детали, и через 11 дней автомобиль был полностью готов к эксплуатации. По завершении ремонта после ДТП по ОСАГО у клиента остались деньги на полную полировку автомобиля.

Восстановление геометрии кузова по ОСАГО. Неожиданный удар и жизнь владельца потекла совершенно по иному руслу. Согласен с Вами, что Ваши планы полностью разрушены, но «Профессионал» поможет Вам, так же как и данному владельцу, получить вторую выплату по ОСАГО, а после восстановит геометрию автомобиля, по всем заводским точкам. С нами Вы сэкономите до 60% средств.

Ориентировочные цены на кузовной ремонт по ОСАГО:

  • Локальный ремонт 1 элемента от 560 руб. + покраска от 1.715 руб.
  • Ремонт 1 детали кузова от 1.125 руб. + окраска от 4.765 руб.
  • Реставрация бампера от 510 руб. + покраска от 3.720 руб.
  • Восстановление геометрии кузова от 7.505 руб.
  • Ремонт на стапеле, по контрольным точкам от 4.405 руб.

Наши мастера по ремонту

Большинство владельцев иномарок, попав в ДТП и решая вопросы по ОСАГО, убедились на своем опыте, что страховые компании урезают сумму выплат минимум на 60 %, т. е. если реальный ремонт стоит 100 000 руб., по ОСАГО вы получите только 40 000 руб., а 60 000 руб. придется доплачивать самостоятельно.
В законе, описывающем особенности ремонта авто по ОСАГО , указано, что расходы на различные материалы и запасные части, которые подлежат замене при восстановительных ремонтных работах, исчисляются с учетом износа этих деталей. Те, кто хотя бы раз сталкивался с подобной процедурой, знают, что эти слова значат на практике. Они означают, что денег на ремонт автомобиля по ОСАГО хватать не должно, как это и происходит в реальности. Сначала автовладелец сам ремонтирует свою машину, затем получает явно урезанную выплату и, если у него остаются силы, то идет в суд с иском к страховщику. При обращении к нам за бесплатным ремонтом машины по ОСАГО вы просто получаете отремонтированный автомобиль, не вступая в споры с представителями страховщиков, которые делают все возможное на весьма профессиональном уровне (надо отдать им должное – в этом вопросе они прекрасно разбираются) для снижения страховых выплат клиентам.

Какова стоимость восстановительного ремонта? В «ПРОФЕССИОНАЛЕ» вам не придется доплачивать ни копейки, поскольку мы являемся единственной кузовной станцией, которая выполняет ремонт автомобиля по ОСАГО бесплатно. Да, именно так – без денег. Вы просто оставляете нам разбитый автомобиль, а забираете целый, при этом с клиента мы не возьмем ни копейки.

Если по ряду причин вы застрахованы в одной из компаний, с которыми у «Профессионала» нет прямых договоров, пусть это вас не смущает: приезжайте. Мы урегулируем ваш страховой случай без всяких доплат.

Мы поможем сделать восстановительный ремонт автомобиля по ОСАГО за ту самую выплату, которую вам назначит страховая компания. При этом нашим клиентам не нужно вдаваться ни в какие правовые и бюрократические вопросы - все это решают специалисты «Профессионала».

Подводя итог, хочу сказать : независимо от того, где вы застрахованы и в какую ситуацию попали, мы красиво решим любой ваш вопрос на 100 %.
Что Вы делаете при ДТП?

Берём на себя

Все, что вам необходимо сделать, это взять в руки телефон и позвонить нам , остальное мы берем на себя:

  • сами позвоним в страховую компанию;
  • сами урегулируем все вопросы с участниками ДТП и сотрудниками ГИБДД;
  • сами быстро соберем все справки.

После звонка вы едете на ремонт, а мы в полном объеме урегулируем страховой случай.
Мы ждем вас в «Профессионале»!

В пятницу, 17 марта, Госдума приняла в третьем окончательном чтении поправки в закон об ОСАГО, которые делают основным способом страхового возмещения ремонт автомобиля, а не денежную выплату. Норма вступит в силу 28 апреля и будет касаться только новых договоров с гражданами РФ.

Что меняется?

Если раньше по закону страховая компания должна была «осуществить страховую выплату» потерпевшему в ДТП, то теперь - организовать и оплатить ремонт пострадавшего автомобиля. Страховое возмещение деньгами клиент может получить, но только в ряде случаев: если сумма ущерба больше 400 000 рублей или автомобиль полностью уничтожен, если застрахованный погиб или он получил тяжкий вред здоровью, а также если он является инвалидом. Возможна и денежная выплата по согласованию со страховой компанией. Но основным способом возмещения по ОСАГО теперь должен стать ремонт.

Станцию технического обслуживания (СТО) будет выбирать клиент, но из списка партнеров страховой компанией. Выбор нужно будет сделать еще в момент заключения договора страхования. Если автомобиль не старше двух лет, то ремонт должен быть у официального дилера. Если застрахованного не устраивают предложенные СТО, он может организовать ремонт в другом автосервисе, но только после письменного согласия страховщика.

Направление на ремонт страховая компания должна выдать в течение 20 календарных дней (кроме праздничных), сам ремонт должен длиться не более 30 дней, а СТО, предложенная страховщиком, находиться не далее чем в 50 км от места ДТП или жительства клиента (кроме случаев, когда компания сама организовала и оплатила транспортировку автомобиля). По закону ремонт должен производиться только из новых автозапчастей. Это важный момент, ведь деньги по ОСАГО страховщик выплачивает с учетом износа запчастей (то есть стоимость не нового элемента, а б/у).

За качество ремонта будет отвечать страховая компания. Гарантия - 6 месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы - 12 месяцев. Если на компанию будет поступать много жалоб, то Банк России, который является регулятором рынка, может временно запретить ей отправлять клиентов на ремонт автомобиля и заставить выплачивать деньги.

Зачем это нужно?

Год от года растет убыточность ОСАГО. В 2016 году коэффициент выплат (отношение выплат к собранным премиям) по этому виду страхования вырос с 57% до 74%, указывает ЦБ в письме председателю комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову.

«Существенный рост убыточности ОСАГО вызван не столько ростом частоты страховых случаев, сколько ростом расходов на нестраховые издержки, обусловленные злоупотреблением правом со стороны потерпевших и их представителей, - говорится в письме , подписанном первым зампредом ЦБ Сергеем Швецовым. - Сформировался особый вид посредничества, так называемые автоюристы, которые осуществляют деятельность, направленную не на защиту прав потерпевших, а на максимизацию взыскиваемых со страховщиков сумм в свою, автоюристов, пользу». По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за 2016 год нестраховые судебные расходы (штрафы, неустойки, расходы на юридические услуги и т. д.) компаний, осуществляющих ОСАГО, составили более 13 млрд рублей, что составляет около 6% страховых премий за этот период. Недобросовестные автоюристы занимаются «выкупом убытков у потерпевших и раскручиванием судебных выплат, включая возмещение расходов, напрямую не связанных с ущербом транспортного средства», говорит руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. По сути, деятельность некоторых посредников направлена не на защиту прав потерпевших, а на необоснованное взыскание в свою пользу средств со страховщиков, добавляет заместитель начальника управления обязательных и массовых страховых продуктов СПАО «РЕСО-Гарантия» Марина Щукина.

Причем страховые выплаты растут не равномерно, а только в отдельных регионах. К примеру, в Ивановской области, Республике Адыгея и Карачаево-Черкесской Республике средняя выплата более чем в два раза превышает московскую. ЦБ также отмечает и неправомерность судебных решений в некоторых регионах.

Такая ситуация привела к тому, что в некоторых местах России практически невозможно купить ОСАГО. В целом по стране количество заключенных в 2016 году договоров снизилось на 3,6% по сравнению с 2015 годом, а в некоторых регионах - на 10-25%, указывает ЦБ. Страховые компании обязаны продавать ОСАГО везде, не отказывать клиентам и не навязывать дополнительные услуги, однако, чтобы снизить убыточность, они все же идут на нарушения. «Только в наиболее проблемном Южном федеральном округе в 2016 году Банком России рассмотрено 14 112 обращений и жалоб на проблемы, связанные с оформлением полисов ОСАГО, в отношении страховщиков выдано 765 предписаний об устранении нарушений законодательства, составлено 210 протоколов об административных правонарушениях», - указывает ЦБ.

Направление на ремонт вместо денежно компенсации по ОСАГО исключит возможность автоюристам наживаться на страховых компаниях, полагают депутаты и чиновники. Идея о так называемом «натуральном возмещении» возникла еще год назад. В ходе программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» в апреле 2016 года президент Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин предложил поручить Банку России проработать вариант перехода исключительно на натуральную форму возмещения убытков по ОСАГО, чтобы исключить мошеннические схемы. После этого президент действительно поручил правительству вместе с ЦБ подготовить такие предложения по совершенствованию ОСАГО, чтобы сделать восстановительный ремонт основным способом возмещения. 14 декабря 2016 году Госдума рассмотрела законопроект в первом чтении.

«Мошенники, криминальные «автоюристы» и различного рода ОПГ возникают там, где есть наличный оборот денежных средств, - говорит директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников. - А добропорядочным гражданам важно прежде всего устранить последствия ДТП, то есть отремонтировать автомобиль». Введение натуральной формы возмещения в ОСАГО позволит с одной стороны сделать деятельность автоюристов неприбыльной, а с другой - повысит уровень защищенности потерпевших, полагает Щукина.

Опять все недовольны?

Теоретически поправки в закон должны сделать счастливыми и страховые компании, и их клиентов. Первые больше не будут терпеть убытки из-за посредников, вторые - получат свои отремонтированные автомобили. Но на практике возникает много вопросов.

К примеру, как получить согласие страховщика на ремонт в проверенном автосервисе, а не в том, который предлагает компания? На этот вопрос представители страховых компаний пока не могут ответить точно. «Речь идет об индивидуальных решениях, основанных на конкретных обстоятельствах. Заранее указать, что для этого нужно, нельзя. Страховая компания будет принимать решение, исходя из аргументации страхователя», - говорит Княгиничев из «Ингосстраха». Это вопрос практики, соглашается Печников. «Основополагающий момент - это те расценки, которые будет применять СТО, качество и сроки ремонта. Если расценки будут соответствовать применяемым справочникам, как и все остальные параметры, включая репутацию сервиса, то для страховщиков во многих случаях этого будет достаточно», - говорит он. Но Княгиничев утверждает, что если ремонт будет в сервисе по выбору страхователя, то «страховая компания не сможет гарантировать качество и сроки».

Граждане привыкли получать от страховой по ОСАГО деньги и ремонтировать автомобиль самостоятельно. Но недовольных переменами не будет много, верят представители страховщиков. «Добропорядочным гражданам важно, чтобы поврежденное имущество было приведено в то состояние, в котором оно было до ДТП. Таким образом, потенциально перевод основной массы возмещений в натуральную форму не должен привести к проблемам», - говорит Печников. В сегменте каско натуральная форма возмещения уже давно внедрена и подавляющее большинство клиентов удовлетворены ремонтом автомобилей, добавляет Княгиничев.

Другого мнения придерживается заместитель гендиректора «ГлавСтрахКонтроля» Инна Жаврид: «Довольных будут единицы, а часть и вовсе может отказаться от ОСАГО». У страховых компаний и до принятия поправок была возможность давать клиентам направление на ремонт, подчеркивает она: «Почему не направляли? Почему не сделали систему привлекательной и удобной для потерпевших? Раньше не смогли, а сейчас смогут? Сомневаюсь. Проблемы останутся: нарушение сроков, бесконечные согласования, отказы, качество ремонта и прочее». Если клиент будет недоволен качеством ремонта, то ему нужно будет провести независимую экспертизу, а затем обратиться в страховую и суд, поясняет Инна Жаврид.

Сами страховщики, судя по всему, тоже не удовлетворены поправками. Расходы на автоюристов должны упасть, признают они, но убыточность ОСАГО не снизится. Все дело в износе деталей. Как уже было указано, закон предполагает, что страховщик оплачивает ремонт с использованием новых деталей, а денежные выплаты производит на б/у детали. И тарифы, утвержденные ЦБ, рассчитаны на основании выплат с учетом износа деталей. «Авторы поправок, не проводя расчетов, предполагают, что рост выплат из-за возмещения без износа будет скомпенсирован падением судебных расходов. К сожалению, это не так. Наши расчеты показывают, что даже если исключить все судебные расходы - возмещение без износа потребует роста тарифов как минимум на 25%, в противном случае убыточность страховщиков будет расти», - говорит Печников из СК «МАКС». Кроме того, динамика развития ситуации с судебными расходами пока не до конца понятна, поскольку споры по сумме возмещения могут трансформироваться в споры по качеству ремонта и срока, добавляет он.

Руководитель управления андеррайтинга обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров указывает на еще одну проблему для страховщиков - официальные дилеры. Именно к ним страховая компания должна направлять автомобили не старше двух лет, при этом сервисы должны быть не дальше 50 км от места ДТП или жительства клиента. «Пока похоже на то, что нам придется искусственно заселять официальными дилерами просторы отдаленных городов Чукотки, Урала, Западной и Восточной Сибири, где их может не быть не то что в черте города, но и на несколько сот километров вокруг», - комментирует Макаров.